Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2015 г.
  4. № 27 (6515) (01.07.2015)
Литература Библиосфера

Нет кумиров, есть таланты

01 июля 2015

В современной России крупные издательства процветают за счёт массовой (детективы, фэнтези, любовные романы) и прикладной (учебники, справочники, путеводители) литературы. А мелким приходится выживать, подолгу искать целевую аудиторию, продумывать свежую концепцию, привлекать читателя интересными книгами. Второй путь, безусловно, сложнее. Но и, несомненно, благороднее. Издательский риск в такой ситуации, конечно, велик, но оно того стоит, если речь идёт о культуре своей страны. Издательство «Дикси Пресс» уже не первый год радует нас нестандартными ходами, выпуская книги как нашумевших авторов вроде Валерия Былинского или Платона Беседина, так и совершенно никому не известных, делающих в литературе первые шаги. Это могут быть и отдельные авторские книги, и коллективные сборники стихов и прозы. Стоит отметить немаловажную деталь: для «Дикси Пресс» нет кумиров. Здесь могут отказать в выпуске книги раскрученному писателю, но при этом дать «зелёный свет» новичку. Главное, чтобы книга была свежей и талантливой. О некоторых авторах, изданных «Дикси Пресс», мы и поговорим.


7-8-27.jpgВЕСЬ МИР – ТЕАТР

Роман Богословский. Театр Морд. – М.: Дикси Пресс, 2014. – 192 с. – 1000 экз.

Читать о писателях всегда интересно. Особенно если о них пишет как раз писатель, знающий всю «творческую кухню» изнутри. Роман Богословский в повести «Мешанина» идёт, казалось бы, проторённой дорогой. Здесь привычные нам описания писательских дрязг, попоек, скандалов, но в то же время отчётливо проглядывает авторская ирония. Не будь этой иронии – и текст смотрелся бы как вторичный. Но Богословский прекрасно понимает, что одной чернухой сегодня никого не удивишь. Он и не пытается это сделать. Его цель – показать мир писателей изнутри. Да, несовершенный, да, в чём-то отвратительный, но другого-то нет. И тут уж, хочешь не хочешь, а приходится находить в нём какие-то положительные и даже забавные черты. В отличие от, допустим, Булгакова, попросту издевавшегося над писателями в «Театральном романе», Богословский своим героям сочувствует. Но и помочь им ничем не может.

Рассказы в книге чем-то дополняют повесть. Не только настроением, но и красками. Здесь уже главными героями выступают не писатели, но поскольку автор ассоциируется у нас с богемой, эти рассказы воспринимаются как отдельные главы, выпавшие из прочитанной повести. И в этом, надо сказать, большая удача самого автора, верно скомпоновавшего книгу. Читается она как единое целое, а это часто – фактор решающий. Будь здесь вторая повесть, то ещё неизвестно, как она «пошла» бы после первой. А рассказы «идут» вполне органично. Да и неплохие рассказы, скажем прямо. Или не скажем, чтоб автор не зазнавался.


7-9-27.jpgЗА КАМЕННОЙ СТЕНОЙ

Евгений Фоменко. Ярмарочный замок. – М.: Дикси Пресс, 2015. – 288 с. – 1000 экз.

Сборник повестей и рассказов Евгения Фоменко анонсируется как «книга-вызов». В какой-то мере это справедливо. Автор не избалован вниманием критиков, поэтому вполне понятно его желание как-то удивить читающую публику, выделиться из пишущей братии. «Здесь нет конкретного жанра – открывай и ищи для себя каждый что хочет. Нет канонов и шаблонов, в которые автору пришлось бы бесконечно втискиваться, пренебрегая своим языком и стилем только ради одного – чтобы напечатали», – пишет в предисловии Игорь Вардунас. Собственно, приём не нов. Зрелые авторы всегда советуют молодым писать так, как будто до этого не было никакой литературы. Просто писать. А выйдет ли что – там видно будет.

У Фоменко, безусловно, вышло. Он хорошо владеет языком, остроумен, наблюдателен, поэтому его тексты – даже самые, казалось бы, нелепые – не воспринимаются как нечто высосанное из пальца. Напротив, читатель ищет в них скрытые смыслы и нередко находит. Тем более что эти смыслы там действительно есть. Но для того чтобы их разглядеть, нужно погрузиться в авторский мир, оказаться по ту сторону каменной стены, где многое станет тебе понятным и своим. К примеру, рассказ «Настоящие имперцы», начинающийся с описания рефлексии некоего солдата Мартина Пайпера, читается поначалу как притча. И лишь в последней трети текста всё проясняется – это рассказ об одном из эпизодов Первой мировой войны, о легендарной «атаке мертвецов», предпринятой чудом выжившими русскими защитниками крепости Осовец. Вот так и с книгой Фоменко – она может показаться странной, отрывистой, но вряд ли скучной.


7-10-27.jpgАХ, ЭТА СВАДЬБА...

Игорь Яркевич – Евгений Попов. Мы женимся на Лейле Соколовой. – М.: Дикси Пресс, 2015. – 240 с. – 1000 экз.

Увлекательная переписка эпатажного Яркевича с относительно сдержанным Поповым не оставит никого равнодушным. Разве что тех, кто не знает о Лейле Соколовой. Но кто не знает Лейлочку? Лейлу знают все! Несколько лет назад Соколова, работавшая «детским экспертом-психологом», прославилась на всю страну тем, что обвинила в педофилии человека на том лишь основании, что его дочь нарисовала кошку с длинным хвостом. Любопытные блогеры кинулись копать информацию о Соколовой и выяснили удивительные вещи. Оказывается, в свободное от работы с детьми время Лейла подрабатывала девочкой по вызову, да ещё специализировалась на садо-мазо. Интернет заполонили её фото в коже и латексе, с хлыстами и прочими атрибутами нестандартных плотских утех. Как такой человек мог работать с детьми, кто и почему её трудоустроил – вопрос отдельный. Но это, к сожалению, реалии нашего времени. Приметы нашего безумного, безумного, безумного мира.

Книга Яркевича и Попова – это издёвка над идиотизмом современной жизни. Любопытно то, что сами либералы набрасываются на либералов без всякой пощады. Авторы глумятся над известными медийными персонами, представителями культуры, общественниками, высмеивая двуличие и ханжество. При этом – что примечательно – осмеянию подвергаются не столько чиновники и официальные лица, сколько деятели так называемого либерального лагеря: Виктор Ерофеев, Андрей Макаревич, Ксения Собчак, Дмитрий Быков, которого авторы уничижительно величают Димой. Впрочем, в аннотации говорится, что «все совпадения с реальными лицами считаются случайными». Но нам так не кажется.

В центре повествования – намерение Яркевича жениться на Лейле Соколовой. С Поповым они обговаривают детали предстоящей свадьбы, тщательно отбирают гостей на торжество, обсуждают место бракосочетания, предположительную сервировку стола, количество закусок и т.д. Тем не менее свадьбы не получается. А вот почему Яркевич не смог жениться на Соколовой – вы узнаете, дочитав книгу до конца. Впрочем, сюжет тут не главное. Эту переписку можно читать хоть с середины. Авторы остроумны, язвительны, порой чрезмерно желчны. Но как же иначе, если завтра вас вдруг может обвинить в педофилии детский психолог, следующий заветам не доктора Спока, а простите, маркиза де Сада? Тут даже на возмущение сил не хватает. Остаётся только ёрничать и зубоскалить, что авторы с превеликим удовольствием и делают.


Тэги: Книгоиздание Книготорговля
Обсудить в группе Telegram

Ксения Колокольцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Жизнь налаживается

    17.06.2020
  • Верность книге

    10.06.2020
  • Спасти рядового книжника

    15.04.2020
  • Открытое письмо Правительству Российской Федерации

    15.04.2020
  • Центростремительная сила слова

    20.11.2019
  • Книжный фастфуд

    39 голосов
  • Весьма странная книга

    37 голосов
  • Детище Вадима Кожинова

    24 голосов
  • Читать-то мы хотим...

    24 голосов
  • Детище Пушкина за бортом Года литературы

    23 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS