Владимир Скворцов. Избранное. Стихи. – Библиотека журнала «Невский альманах». – СПб.: НП «Родные просторы», 2018. – 464 с.
Возможно ли уловить связь между картинами природы, меняющимися, как в калейдоскопе, и теми поэтическими образами, которые эти картины рождают в воображении художника? Трудно сказать. Но я, безусловно, не ошибусь в одном: в том, что все эти образы одухотворены большим, наполняющим сердце поэта чувством. Эта пушкинская любовь «к родному пепелищу», к своим истокам впитывается с молоком матери и живёт в душе поэта всю жизнь. Тогда и только тогда могут появиться такие строки:
Мёрзнет мокрая дорога
С длинным шрамом колеи.
В луже льдинка-недотрога
Силы пробует свои…
Или:
Под громкий птичий грай
Звенит струной ветла.
Тогда природа – рай,
Когда душа светла!..
А вот ещё:
Смотрю с улыбкой: шапку снега
надвинув лихо набекрень,
спит беспризорная телега,
уткнувшись в старенький плетень…
Согласитесь, в этих отрывках больше любви к Родине, чем в десятках трактатов о патриотизме. Взяты они из сборника стихов «Избранное» поэта Владимира Скворцова.
В одной песне очень точно замечено: «То, что было, будет мило…» А что было? Обычное для послевоенных лет босоногое, полуголодное детство в новгородской глубинке. Трудные школьные годы, когда школа в соседнем селе за несколько километров, и надо ежедневно, и в зной, и в стужу преодолевать их туда и обратно. Всё это будет вспоминаться с теплотой и ностальгической грустью:
Были дни светлы, как строки
из ромашек на меже…
Приезжал я на уроки
на прадедушке «Иже»!
Потом были служба в армии и учёба на факультете журналистики ЛГУ, и работа, работа, работа… Но память, эта воистину «машина времени», постоянно переносит из настоящего в прошлое, на малую родину, покинутую много лет назад.
Неслучайно терзает истома
И свербит в голове: «Боже мой!
Ведь была же дорога из дома,
Значит, где-то должна быть домой…»
Во вступительной статье к сборнику Павел Замаратский справедливо назвал Владимира Скворцова «последним поэтом деревни среди наших современников». Я бы только добавил: поэтом, принявшим почётную эстафету от Николая Рубцова и ранее от Сергея Есенина. Двадцатилетним юношей, «полемизируя» с великим предшественником и Учителем Есениным, Скворцов написал:
Всё встречаю, всё приемлю,
Нет любви и счастью меры.
Я пришёл на эту землю,
Чтобы жить века и эры!
В книге восемь полновесных разделов: и духовная лирика, и любовная, и стихи для детей, и стихи для любителей юмора, и стихи о русской природе. Но особо привлекает внимание гражданская лирика. Поэт искренне сопереживает обманутым и униженным, сопереживает без витийства. И это возвышает его до уровня трибуна, уровня некрасовского «народного заступника», который, даже хорошо зная, какая судьба («чахотка и Сибирь») его может ожидать, верен своей позиции.
Нам внушают политические асы,
За улыбкой вуалируя бесстыдство,
Что в России разделение на классы
Укрепляет всенародное единство!
(«День народного единства»)
Что привлекает в поэзии Владимира Скворцова? Редкое ощущение, что здесь каждая страница – открытие, кусочек окружающей нас жизни, которую в текучке повседневности обычно не замечают. Запредельная искренность и откровенность, непосредственность и абсолютное доверие к читателю, который обязательно поймёт и разделит твои чувства – вот то главное, что характеризует эту поэзию в целом.
Нет сильней духовной жажды,
этой истины держись,
чтоб вдвоём прожить однажды
нечто большее, чем жизнь!
Таков девиз поэта: «прожить нечто большее, чем жизнь», сделать больше, чем можешь. Согласитесь вы с этим или нет – вам решать.
Сергей Ларин
«ЛГ» поздравляет Владимира Скворцова с 65-летием
и желает ему несокрушимого здоровья и творческого долголетия!