Иуды, или Колесо предательства. – М.: Печатные традиции, 2009. – 640 с.: ил.
Автор, в прошлом переводчик, дипломат, работавший в ФРГ и ГДР и возглавлявший делегации СССР на переговорах с США по ядерному разоружению, первый заместитель министра иностранных дел СССР, ныне – депутат Госдумы и первый заместитель председателя Комитета по международным делам, посвятил книгу трём историям предательства.
Иуды не умирают, как сказал кто-то из персонажей. И если они вечны, если история предательства всё повторяется и повторяется в веках по одной схеме, заданной уже Иудой Искариотом, только, возможно, в более мелких масштабах, то что же ложь и измена – врождённые качества человека как такового?
Первая часть книги так и озаглавлена – «Искариот». Автор тут предъявляет читателю свою версию евангельских событий, без обиняков отсылая к пути, по которому шёл не один М.А. Булгаков в «Мастере и Маргарите».
Вторая часть книги – «Генерал Власов: путь предательства» – и третья – «Отступник» – написаны в беллетризованной форме, но на основании обширного документального материала и свидетельств очевидцев. О Власове сегодня опубликовано много, в частности оправдывающего генерала-предателя. Именно в этом сегодняшнем контексте особую важность обретают идеи автора, размышляющего не столько о военной стороне дела, хотя и об этом сказано много, сколько о личности предателя и о специфике предательств во время Великой Отечественной войны: предательств русского, кавказского, казацкого, русских немцев… Каждое из них имеет свои особенности, но каждое остаётся предательством, чем бы ни оправдывалось. Нет ему оправдания. И дважды – от имени очень разных персонажей – высказывается мысль о том, что русских невозможно победить из-за присущего им коллективистского начала, столь свойственного русской душе, способной подвигнуть человека на смерть ради Отчизны.
В третьей части книги, посвящённой событиям перестройки, действует масса известных людей под своими собственными фамилиями – тут и Суслов, и Брежнев, и Горбачёв, и Ельцин, и многие другие, но главный герой назван очень прозрачным именем – Александр Яковлевич Тыковлев, хотя автор и оговаривается, что это повествование не про кого, а про что.
И можно сколько угодно говорить о том, что убеждения меняются, а не меняют своих мнений только глупцы и покойники, что часто приходится выбирать из двух зол, что хотели как лучше, а жизнь, неблагодарная, повернулась иначе – от этого закон нашей жизни не перестаёт быть законом: мы всегда отвечаем за то, что делаем.
И предательство не перестаёт быть предательством из-за того, что обстоятельства окутали его романтическим флёром.