Вот и дождались – Московский международный дом музыки на Павелецкой продолжил 21 сентября живой сезон. Большой (Светлановский) зал был заполнен наполовину, соблюдались меры предосторожности из-за коронавируса, но это не испортило праздник ни музыкантам, ни зрителям. Ведущая концерта, открывая его, сообщила, что оркестранты «Русской филармонии» не были на сцене ровно полгода. Примерно столько же не выступал прямо перед зрителями и солист – певец Николай Рябуха. Хотя давал в Сети концерты для своих почитателей: просили.
Этого исполнителя наша газета впервые представляла чуть более шести лет назад («ЛГ», 2014, №30), когда ему было всего 22 года. Я же и писал тогда о нём. Заметка заканчивалась словами: «…при такой требовательности к творчеству у Николая Рябухи многое впереди». Не то что хочу выглядеть провидцем – могло ведь и не сбыться. Но пока сбывается. С его красивой внешностью, удивительного тембра баритоном, богатством интонации, артистизмом он мог бы, что называется, «пойти по рукам».
Николай Рябуха с Александрой Пахмутовой. В начале его творческого пути в Москве она удостоила певца именной стипендии «Мелодия»
Но, во-первых, места на подиуме певческой популярности, как известно, давно поделены – и не так легко на него попасть. А во-вторых, Николай выбрал свой путь, и примером ему служат такие исполнители, как Муслим Магомаев: это искусство, где не всякого рода технические эффекты и наряды несут успех (и приносят удовлетворение тебе самому), а ты сам, твой голос, твоя душа, твоё умение стать близким зрителю, нести добро и сердечность, высокое, а не низкое.
Все минувшие годы Николай поднимался со ступеньки на ступеньку – выступал и в скромных библиотеках, и в более престижных местах, например в Доме учёных. Его можно было увидеть даже на площадках московской подземки – там, где люди, многие из которых просто не могли пройти мимо столь симпатичного исполнителя, застывали, слушали и говорили себе: «О, сердечно поёт пацан – можно копейку оставить». И даже не важно им было, как его зовут.
С Гаянэ Шиладжян, директором и продюсером симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»
Такие странные продвижения по дороге песни встречались и встречаются, будут встречаться, и далеко не каждый чего-то добьётся, избежит разочарований, а то и отказа от дальнейших мытарств. Характер надо иметь… И любовь к музыке, к песне, к слову. Николай Рябуха сочиняет музыку и пишет стихи, хотя его открытие в этих «жанрах» для нас ещё впереди – наверное, он считает, что тут пока чего-то особого не достиг, поскольку, как мы уже знаем, требователен к себе.
На прошедшем в ММДМ концерте прозвучали замечательные песни из репертуара Магомаева. Прежде всего, написанные Бабаджаняном и Пахмутовой на стихи Евтушенко, Рождественского, Вознесенского, Есенина, Геннадия Козловского… Среди них были любимые многими «Элегия» и «Мелодия», «Сердце на снегу», «Ноктюрн», «Серенада трубадура», которую Николай представил почти как Муслим, но со своей, более весёлой и задорной прокладочкой в голосе. Была и песня «My way», хорошо известная всем в исполнении Синатры. Её Рябуха поёт часто, я слышал несколько раз, и можно сказать, что сейчас она звучит с более глубокими, сложными интонациями, чем ещё два-три года назад. Артист взрослеет, не теряя себя, набирается сценического опыта, достиг большей раскрепощённости, но по-прежнему тактичен, сдержан, избегает лишних сценических движений. «Вот вам мой голос, вот вам моё сердце, я открыт, открывайтесь и вы, давайте будем добрее друг к другу, мир, несмотря на все пандемии, красив и ярок, давайте радоваться вместе» – такова, думаю, его неизменная артистическая линия.
На финише концерта, подняв со сцены подаренные ему цветы, певец спросил у зала: «Ну что, я пошёл?» В ответ донеслось: «У-у-у-у-у!»
И прозвучал ещё «Лучший город Земли». А всё равно хотелось новых песен.