Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Неточно найденные детали

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Лиана Полухина. Павел Кадочников. – М.: Алгоритм, 2007. – 256 с.: ил.

Хорошо, что вспомнили Кадочникова. Актёра «штучного», обладателя победительного мужского обаяния, исполнителя, принадлежащего к той редчайшей категории мастеров, которые способны в каждой роли быть новыми и совершенно неожиданными, при этом всякий раз оставаясь собой единственным. Он мощно начал, по праву достиг наивысшего в профессии статуса одного из лиц своей эпохи (в первую очередь благодаря феноменальному успеху «Подвига разведчика»), и он, наверное, не вполне справедливо, пережил свою славу ещё при жизни.
Всяческих добрых слов, несомненно, заслуживает издательство «Алгоритм» – за настойчивое стремление к сохранению памяти о «нашем старом кино». И усилия Лианы Полухиной, выпускающей под его маркой уже не первую книгу о кумирах былых времён, конечно, должны быть по справедливости отмечены. В том числе и за явно ощущаемый подлинный интерес к объекту своих писаний, за верно найденную интонацию неторопливого разговора по душам, за прочитывающийся багаж самых разных впечатлений и знаний – тут тебе и отсылка к катаевской «Траве забвения», и краткий экскурс в историю непростой семейной жизни Куприна, и такой даже немного обескураживающий пассаж: «…У бурят, как писал Н.Я. Эйдельман, счастье складывалось из 77 частей» (смеем подозревать, что видный историк всё же не самолично эти части подсчитал, а, в свою очередь, в каком-то научно-этнографическом источнике позаимствовал).
Хуже, что жизнеописание «большого труженика», который мог готовиться к съёмкам одного лишь кадра «часами, днями» и вообще «снимался, словно книгу писал», слишком грешит торопливостью или тем, что сам Павел Кадочников в приведённом на страницах издания эпистолярном послании к сыну определял как «штурмовщину». Дело не столько даже в ошибках и неточностях (ну никак не могла Ольга Леонардовна «блистать на сцене МХАТа», в то время когда супруг её – Антон Павлович Чехов – «страдал от одиночества в Ялте», поскольку звание академического Художественный театр удостоился много позже; спектакль Театра им. Моссовета с участием Фаины Раневской назывался «Дальше – тишина», а не «После – тишина» и т.д.). Дело – не в излишнем «ложноклассическом» пафосе, в который автор всякий раз неизменно впадает, пытаясь сопоставить «век нынешний и век минувший», подменяя действительно насущный анализ проблемы ритуалом обличительных заклинаний. Ну не мила Полухиной «небезызвестная» Ксения Собчак, что «спаривает <...> человеческие особи», мы от неё, положим, тоже не так, чтобы без ума, – однако при чём здесь Собчак, коли речь идёт о Кадочникове…
Главное, что из книги можно почерпнуть довольно изрядно информации о Кадочникове-человеке, о его семейной жизни, о детях – официальных и тайных (что, заметим, особенно трогательно на фоне плача по потерянным духовности и нравственности), и не в пример меньше здесь любопытных фактов, свежих, небанальных мыслей о Кадочникове-артисте. Вот так вот захочет, не ровён час, какой-нибудь из горячих поклонников К. Собчак однажды узнать, чем же всё-таки так замечателен был этот самый героический Федотов-Эккерт из «Подвига разведчика». Откроет страницу. Прочтёт: «Точно найденные детали придают образам, созданным актёром, достоверность…» Или: «Складка на лбу и выражение глаз выдают лихорадочную работу мысли».
...И отправится смотреть «Дом-2». 

Егор НЕРАДОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS