Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Неуловимая Экстер

01 января 2007

ЛИКИ ВРЕМЕНИ

РИА «Новости»Работы Александры Экстер в Музее современного искусства. Грандиозная выставка – первая ретроспектива художницы, сделанная на уровне лучших московских музеев. Замечательные работы, сражающие наповал какой-то брутальной «мужской» энергией. Речь не только о картинах маслом, но и об эскизах, и об иллюстрациях…

Не хватает лиц. Особенно лица художницы. Потому что очень хочется представить, как же выглядела эта необыкновенная женщина, смелая авангардистка, футуристка, делившая жизнь между провинциальным Киевом и блистательным Парижем? Общавшаяся с Пикассо и Аполлинером? Покинувшая Россию в 24-м году навсегда (ей было 42 года), но до того неслыханно просиявшая своими невероятно мощными абстрактными холстами и безумными по напору экспрессии эскизами к трём спектаклям Камерного театра, в особенности к «Саломее» Уайльда и «Ромео и Джульетте» Шекспира. Может, она и впрямь вакханка, богатырша, валькирия?

На выставке нет её автопортретов, что удивительно для женщины-художницы. Но нет и вовсе никаких портретов. Её жанры (до абстрактных композиций) – натюрморт и пейзаж. Впечатление такое, что всё личное Экстер стремится оставить за бортом.

Г. Коваленко, автору фундаментального издания, посвящённого художнице, приходится добираться до её личности «кружными путями», через воспоминания друзей, «общий» киевский и парижский круг. Нет дневников, почти нет писем. Судя по всему, мало и фотографий. Ореол загадочности овевает её творческую личность, её жизнь и судьбу.
Её лицо теряется в массе лиц актёров Камерного театра на огромной фотографии, украшающей выставку (дизайн Б. Мессерера). Облик, который можно увидеть в монографии Коваленко (и в Интернете), скорее, удивляет. Так выглядели изнеженные серовские дамы, «буржуазки», на его холодновато-язвительных портретах. Но Экстер! Это воплощённое (но тщательно структурированное, обретшее форму) пламя! Сопоставление лица и работ загадочность только увеличивает.

Несколько загадочно и вхождение в круг футуристов, точнее, кубофутуристов. Тех, кто в пределе и Пушкина отбрасывал, оставляя странные «нечеловеческие» «первые» слова. Георгий Иванов набросал «портрет» Хлебникова: «У него вид жёлтый и истощённый, взгляд дикий. Волосы всклокочены. Говорит он заикаясь, дёргаясь при каждом слове»… Тут налицо и на лице «священное безумие».

Но Экстер и внешне «слишком нормальна», и от культурного прошлого не только не отказывается – оно становится её второй (или первой?) натурой, её религией, способом выбрасывать ненужную в реальности, застоявшуюся энергию. В её театральных эскизах, столь многочисленных, что оторопь берёт – каковы же были спектакли театра, названного Камерным?! – воскресает архаическая Эллада, густо замешанная на Вавилоне и Египте, древняя Иудея, летучий и изысканный итальянский Ренессанс. И всё это опять-таки не в лицах (запоминается внешне, пожалуй, только Иоканаан, сыгранный потом Николаем Церетелли), а в позах, движениях, фантастически причудливых одеждах, удлинённых острых фигурах, контрастных сияющих красках, во всём этом бесконечном экстазе, который запечатлён спокойной рукой мастера. Тут Экстер как бы «вспоминает» библейские эскизы своего тёзки Иванова, киевские эскизы и картины Врубеля. Но там всегда вдохновенные, одушевлённые страстью лица! У Экстер – уход от лица, так что даже обликов Джульетты и Ромео мы не вспомним. Зато вспомним этот явленный в красках порыв, эту силу, шаманскую магию, это неостановимое движение, которыми пронизаны и самые второстепенные персонажи – безымянные слуги и воины.

Подступы к этому «порыву» ощутимы в работах художницы 10-х годов, в кубистических пейзажах и натюрмортах («Ваза с вишнями», 1914). И всё же, как мне кажется, русская революция с её «всемирным размахом» прибавила ему огня и напора. Александр Тышлер – один из посетителей знаменитой киевской студии художницы, пишет в автобиографическом отрывке, что Экстер испугалась «варваров-большевиков». Но, судя по работам, её подхватило революционным вихрем. Абстрактные композиции первых послереволюционных лет, выделенные в отдельный зал, поражают и ослепляют («Движение плоскостей», 1917–1918). Они «революционны», как «революционен» известный этюд Шопена, – выделяют в космическом пространстве некие первичные формы, напоённые динамикой и огнём. Мир словно только начинается. Именно такое ощущение несла в себе революция. На этой волне – окрылённая фантастичность театральных эскизов художницы и её костюмы марсиан к фильму Я. Протазанова «Аэлита», который, кстати, можно посмотреть на большом экране в одном из залов.

А как же женская природа Александры Экстер? Она, как мне кажется, выразилась в некоем ощущении «рукотворности» всего сделанного, в тщательности отделки, в отсутствии «случайных» пустот. В этом, кстати, выразилась и её любовь к народному украинскому искусству, к коврикам и вышивкам. Оттого с такой любовью и тщанием выписываются латинские буквы на впервые выставленных рукописных книгах художницы, с такой изысканной продуманностью заполняется лист в иллюстрациях…

Достоинство выставки в том, что не просто «собраны работы» из многих мест, музеев, частных коллекций. А в том, что высветилось основное ядро творческой личности художницы, оставив недораскрытой, волнующе утаённой (как она того, видимо, желала) загадку лица…

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Выставка работает до 22 августа

Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS