, собкор «ЛГ» по странам Закавказья, ЕРЕВАН
Нефть Мосула оказалась дороже крови армян.
Уинстон Черчилль
Человечество дорого платит за своё
историческое беспамятство и за цинизм
и алчность своих правителей. Не пожелав
обуздать султана Абдул-Хамида за резню
армян 1894–1896 гг., они потворствовали
повторению ещё более чудовищного
геноцида армян, а потом и евреев в XX веке.
Дмитрий Лихачёв
В этот апрель в Армению с начала месяца едут со всего мира. И повсюду, где обитают армяне, объявлен траур. От Индии, Китая, России, Ближнего Востока, Франции, Швейцарии и до США, Канады и Японии. Скорбят все те армяне, кому удалось, несмотря на неисчислимые беды и притеснения, сохранить своё национальное самосознание и не утратить самоидентификацию со своей нацией. Что, признаться, оказалось под силу далеко не всем. В грустном молчании и тихих молитвах собрались в храмах и те уже очень и очень немногие и уже глубоко престарелые, кто малыми детьми чудом спасся от варварской резни. И их, слава Господу, многочисленные потомки. Чтобы вот уже в 95-й раз выразить свою скорбь по поводу самого страшного и непереносимого в своей истории геноцида, начатого турецкими властями 24 апреля 1915 года.
Французский писатель Жан-Пьер Ришардо так характеризует происшедшее в тот день:«…турки начали уничтожать целый народ… представители интеллигенции и лидеры нации были умерщвлены первыми. Потом набросились на всех… Их насиловали, истязали, убивали. Это был первый геноцид XX века: из приблизительно 2,5 млн. армян… были уничтожены примерно 1,5 млн. Этот первый геноцид несомненно облегчил осуществление второго: геноцида евреев».
Много лет исследуя трагедию армян и её последствия, автор приходит к печальному выводу: «Они представляют народ, который травмирован навсегда. Он никак не может смириться и забыть не только своих, злодейски убиенных предков, но и то, что нынешнее армянское государство всего лишь его малая часть, завоёванная Российской империей у Персии в 1828 году. Исторически же Армения веками занимала в 10 раз большую территорию, чем ныне. По обе стороны горы Арарат. К которой, согласно библейской легенде, причалил во время Вселенского потопа Ноев ковчег. И от одного из сыновей Ноя – Гайка пошла армянская нация. До 1915 года вся восточная часть нынешней Турции также являлась армянской землёй. И главными её городами были Ван, Карс, Эрзрум, Баязет, Трапизонд, Сасун, Муш и Битлис, построенные армянами, лучшими архитекторами и строителями древности и последующих веков».
Но в этой Западной Армении вследствие депортации и резни армян практически не осталось. Ришардо поясняет: «Поскольку положения Севрского договора, возвращающие Армении значительную часть её исконных территорий, были проигнорированы большевиками во главе с Лениным, при коварном попустительстве западных держав, подписавших эти обязательства. В особенности Великобритании, заигрывавшей с Турцией, стремясь ослабить французское влияние на Ближнем Востоке».
С того времени и витает в воздухе вопрос: соразмерны ли чуткость и внимание человечества к исторической судьбе и современному положению армянского народа?
«Турки систематически искали способы уничтожения армянского народа». Так пишет французский арменолог, приводя неопровержимые аргументы: «Однако после поражения в 1918 году (в Сардарапатской битве с армянским воинством и народным ополчением) они забыли уничтожить бумаги в Алеппо и других местах».
Письменные и устные свидетельства дополняют друг друга. Говорить, будто геноцида армян не было (утверждения, звучащие по сей день даже по радио «Свобода»), столь же кощунственно, как и утверждать, что нацисты никогда не преследовали евреев.
Ришардо в одном из своих исследований цитирует юридически подтверждённый документ: «Правительство приняло решение полностью уничтожить армян… Те, кто сопротивится этому приказу, будут уволены из администрации. Не принимать во внимание ни женщин, ни детей, ни инвалидов. Какими бы жестокими ни были средства уничтожения, нужно положить конец их существованию, не слушая голоса совести».
Это текст телеграммы турецкого министра внутренних дел Талаата, направленной в 1915 году в префектуру Алеппо. Текст, хранящийся в архиве Верховного суда Швейцарии. В 1981 году его председатель, узнав, что в Анкаре Талаату воздвигли мавзолей и прославили его имя в названиях улиц и школ, с горечью произнёс: «К сожалению, Нюрнбергского процесса больше не существует».
Достаточно прочитать европейские газеты начиная с мая 1915 года, чтобы полностью убедиться в том, что резня армян носила широкомасштабный характер. Например, «Журналь де Женев» писала в номере от 25 августа 1915 года: «Стали известны достоверные детали неслыханных жестокостей против армян в Малой Азии… Истребление осуществляется тремя способами: резнёй, насильственным отречением от религии и переселением».
Французские историки Ив Тернон, Жан-Мари Гарзу и многие другие западные учёные, писатели и журналисты неопровержимо доказали в своих работах, что геноцид был актом, заранее обдуманным турецким правительством. И все последующие власти в Анкаре даже не отмежевались от него. Официальная аргументация турецких правителей неизменна по сей день: «Геноцида никогда не было. Это армянская басня. Во время войны 1914–1918 гг. мы были вынуждены эвакуировать армянское население из районов, прилегающих к русским позициям, потому что знали – они помогают русским захватчикам». Это повторяется из года в год – вопреки многотысячным свидетельствам и документам.
Варварскую резню армян остановили не западные державы и даже не царская Россия, а Сардарапатская битва 22–26 мая 1918 года, в которой армянское воинство и народное ополчение в яростном сражении разгромили отборные турецкие регулярные войска. И только этим спасли свой народ от полного истребления, провозгласив через два дня Независимую Армению. Она просуществовала всего два с половиной года, став жертвой последующих политических интриг европейских союзников.
Последствия геноцида и нынешнее положение армян во многом были предрешены итогами Первой мировой войны. Турция была побеждена, но не разгромлена как государство и не оккупирована. В октябре 1918 года, когда Османская империя находилась на грани развала, они подписали Мудросское перемирие, казалось бы, закреплявшее поражение Турции. Однако согласие англичан на то, чтобы турки не разоружались, свело на нет все усилия Франции по созданию, в частности, в Киликии – бывшей Малой Армении армянского национального очага. А турецкое государство сохранило прежний строй, политическую систему и идеологию. Физическое уничтожение и насильственная ассимиляция армян продолжались вплоть до 1923 года.
Чем объяснить непризнание по сей день геноцида армян США (где до недавнего времени можно было встретить таблички с надписью: «Собакам и армянам вход запрещён»), Великобританией, Италией и рядом других государств, что делает невозможным принятие ООН соответствующей резолюции? Политической конъюнктурой, геостратегической выгодой или новомодной политкорректностью? А наиболее парадоксальным и трагичным представляется упорное непризнание геноцида армян Израилем, чей народ был подвергнут злодейскому уничтожению методами, заимствованными Гитлером именно у турков, на безнаказанность которых за содеянное над армянами он напрямую ссылался, аргументируя этим аналогичные намерения в отношении евреев.
В 60-летнюю годовщину геноцида Арам Ильич Хачатурян в интервью для прессы Восточной Европы сказал мне: «Если бы человечество сторицей воздало турецкой власти за содеянное над армянами, Гитлер не посмел бы совершить с евреями, по сути, то же самое. А в Израиле до сих пор игнорируют это».
Тем более признательны армяне странам, в которых хватило гуманизма, мужества и мудрости для справедливой оценки их трагедии и осуждения палачей древнего народа, – Аргентине, Бельгии, Болгарии, Ватикану, Греции, Кипру, Ливану, Словакии, Франции (одной из первых), парламенту Уэльса, обратившегося к правительству Великобритании с призывом: «Воздержаться от оказания Турции содействия в вопросе о её вступлении в Евросоюз до тех пор, пока она не признает геноцид армян и не прекратит блокаду Армении». Советский Союз же, замалчивая этот вопрос, за всё время своего существования так и не осудил виновников трагедии, не ставя под сомнение ленинские решения по всесторонней поддержке кемалистов, не только не оправдавших надежд на их революционную деятельность в Малой Азии, но эти решения обернулись потом вероломным истреблением турецких коммунистов.
Только в 1995 году, спустя 80 лет, Государственная Дума России приняла постановление «Об осуждении геноцида армянского народа 1915–1922 гг. на его исторической родине – в Западной Армении». Со знаменательным и точным определением мотивации совершенного турецкими властями – «с целью создания условий для разрушения России». Так оно и было в действительности.
И боюсь, остаётся по сей день, судя хотя бы по свободно продающимся в турецких городах географическим картам, на которых начертан Великий Туран с включением в него не только нынешней Армении, но и значительной части территории современной России.
Всё говорит о том, что в вопросе признания (или непризнания) турецкого геноцида армян США, Германией, Великобританией, Израилем, Италией и рядом других западных стран соображений справедливости, морали, нравственности попросту не существует.
В связи с этим «Литгазета» предоставляет своим читателям возможность впервые познакомиться со словами, сказанными во время встречи группы армян из разных стран в феврале 1981 года Папой Иоанном Павлом Вторым. Папа сказал им: «…оставайтесь самими собой. Крепко держитесь на почве армянской культуры, с умом и верой, которые отличают ваш народ, но отметайте и осуждайте насилие и терроризм. Ваши потомки пожнут в определённый период плоды вашей верности, пылкости и терпения. Я прошу у Бога всемогущего и милосердного, чтобы он дал вам и другим вашим армянским братьям силы извинять и продолжать и дальше писать вашу загадочную историю в надежде. Именем Господа, благословляю вас».
Уже упоминавшийся Ришардо подчеркнул: «Таким образом, папа предложил извинить, ничего не говоря о том, кого армяне должны извинять. Возложил ли он тем самым историческую ответственность на турок? Способствовал ли движению «геноцида против геноцида»? Можно было также спросить у святого отца, не забыл ли он о том, что католическое вероучение проповедует прощение грешнику кающемуся. А где же он и кто он?»
Увы, спросить об этом у него уже невозможно. Во всяком случае, на нашей грешной земле. Однако признаем: выросли поколения армян, среди которых уже немало и таких, кто склонен простить туркам совершённое их предками. Но для того, чтобы простить такое, надо, чтобы хотя бы попросили прощения. А турецкие власти сегодня, как и в прошлом, слышать об этом не хотят, безапелляционно и категорически продолжая заявлять: «Никакого геноцида не было… Мы были вынуждены защищаться от русских захватчиков».
Ненаказанное зло, как и непрощённая вина, хранят в себе семена, способные вызревать в новые беды, отравляя человечеству будущее. Пора понять нам всем, что именно в этом, а не в чём-то ином таятся в том числе истоки современного терроризма. Армянский народ, как и всякий, заслуживает справедливости в решении своей судьбы. Но почему именно он уже нескончаемо долго не может её дождаться?
P.S. Недавно в Вашингтоне произошли события, для американской внешней политики поистине беспрецедентные. Конгресс США признал наконец и осудил геноцид армян. Молниеносно последовала буквально разъярённая реакция Турции. Без всяких дипломатических экивоков она пригрозила Соединённым Штатам выходом из НАТО, запретом полётов в Афганистан через свою территорию американской авиации, даже разрывом дипломатических отношений…
Надо признать, подобного обращения с Америкой давно уже никто себе не позволял. Однако тут же госсекретарь Хиллари Клинтон назвала решение конгресса неприемлемым. А президент Обама поспешил наложить на него вето.