«Детство – под угрозой?» – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 384 с.
Очень не хочется обвинять Леонида Чекалкина, автора книги «Детство – под угрозой?», в том, что текст пестрит казёнными оборотами, а всему изданию в целом не хватает стройности, логического развития и завершения каждой темы. Не хочется потому, что все приведённые им статистические данные именно в таком концентрированном виде, и не важно в каком оформлении, должны знать все – от высокопоставленного чиновника до рядового родителя.
«Более 2000 детей и подростков ежегодно кончают жизнь самоубийством.
... В стране около 2 миллионов неграмотных детей, 700 тысяч детей-инвалидов, более 720 тысяч детей-сирот. ... Сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, примерно столько же страдают нервно-психическими расстройствами. ... Из каждой тысячи младенцев свыше 900 имеют врождённые пороки развития. ... Более 6 миллионов несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. ... За три последние года преступность среди несовершеннолетних выросла на 10%... Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70–80% детей уже в 4-м классе...»
Издание охватывает все области социально-общественной жизни, так или иначе соприкасающиеся с детьми: нравственное состояние людей, бедность, которая, по словам Столыпина, «худшее из рабств», алкоголизм и наркомания, жилищные проблемы, безнадзорность и сиротство, неконтролируемая миграция, отсутствие должной медицинской поддержки, остающаяся лишь мечтой ювенальная юстиция... Если приплюсовать к цифрам статистики ещё и выводы автора о том, что в стране нет целостной социальной политики, способной постоянно решать эти проблемы, картина представляется чёрной. Без полутонов.
«...Искалеченные школой, больные, незрелые физически, психически и нравственно молодые люди с разрушенной телесной конституцией, создавая семью, оказываются способными воспроизвести лишь ещё более слабое, хилое и больное потомство. И деградация нашего генофонда таким образом усиливается от поколения к поколению».
Выход из этой ситуации Леонид Чекалкин видит в том, что, во-первых, именно здоровье детей должно стать важнейшим ориентиром при выборе направления общественного развития. И во-вторых, все федеральные и региональные социально-экономические и политические решения должны подвергаться специальной экспертизе, и на решения, ущемляющие права детей, налагаться вето.
В приложение к изданию включены предложения, разработанные документы, рекомендации, советы, которые, по мнению автора, способны изменить ситуацию. Они обращены к государственной власти, родителям и подросткам, педагогам. Вопрос лишь в том, будут ли эти воззвания услышаны, и если да, то в какой мере?
Думаю, не стоило автору в конце такого серьёзного исследования публиковать свои стихотворения, даже посвящённые детям. На мой взгляд, стихи в контексте такого рода статистики не совсем уместны.
Равно, как «неуместными» кажутся нынешние дети в контексте современного общества, особенно после того, как прочтена эта книга.