Сергей Мнацаканян. Дагерротипы: Стихи о творчестве, поэзии и поэтах: три тетради. – М.: МИК, 2014. – 120 с. – 1000 экз.
Это редкая книга. Она полностью посвящена искусству поэзии. Здесь раздумья в стихах о прекрасном и безобразном, о поэзии и поэтах, о тайнах творчества и секретах мастерства. Каждая из трёх тетрадей этой книги является своего рода завершением трёх томов прозаических мемуаров автора «Ретроман, или Роман-Ретро», изданных только частично, в неполном объёме. Пронзительно пишет Сергей Мнацаканян о потаённом, сокровенном, открывает тайны, которые известны не каждому творцу, не говоря о читателях:
Что там фантазии Фрейда
или горячечный хит,
если незримая флейта
именно в язве звучит...
Здесь много стихов-портретов выдающихся поэтов и деятелей русской и мировой истории. Трагические стихи, посвящённые судьбе Сумарокова, изящный портрет Стендаля, ироничные стихи о Саше Чёрном с цитатами из язвительного ироника, стихи о «последнем гении Царского Села» – забытом нынче князе Комаровском, перед нами предстаёт один из поэтических патриархов ХХ века элегантный Павел Антокольский. Здесь мы найдём скорбное посвящение Леониду Мартынову, мощному поэту и автору книги воспоминаний «Воздушные фрегаты», автор приглашает нас на прогулку с Борисом Слуцким по берегу моря в ещё советской Юрмале... иными словами, вместе собраны десятки и десятки ярких, неожиданных, острых, парадоксальных стихотворений о поэтах и творческих взлётах гениальных людей мировой истории:
Это ярко – как Матисс!
Вровень Баху или Богу:
неуместный романтизм
в криминальную эпоху.
Хочется подчеркнуть, что книга, казалось бы, посвящённая одной теме, не производит впечатления монотонности, она исключительно многообразна, динамична, охватывает самые неожиданные аспекты творчества и поэтических судеб, повороты её внутреннего сюжета внезапны и неожиданны. Можно продолжить список действующих лиц, которые отпечатались в «Дагерротипах» Сергея Мнацаканяна, назовём замечательные стихи о творчестве – такие как «Сонет о сонете», «Стихи некстати», «Чугунная роза», «Автопортреты Пушкина»… Некоторые стихи из этой книги в разные годы были напечатаны на страницах «ЛГ», как, например, стихотворение об Иннокентии Анненском («НИКТО»), который «пронизанный нездешним светом ушёл в неведомую темь...
Что это значит – быть поэтом?
А это значит – быть никем...»
В заключение повторим, что вся эта книга посвящена «незримой флейте» высокого искусства поэзии. В этом её уникальность. Такая книга необходима тем, кто так или иначе занимается стихами: конечно, и современным поэтам и, может быть, в первую очередь истинным ценителям поэзии и просто читателям стихов.