26 июня – Международный день борьбы с наркоманией
С 1 июня (Дня защиты детей) по 26 июня (Международный день борьбы с наркоманией) Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ежегодно проводит всероссийскую акцию «Сообщи, где торгуют смертью!». Гражданам напоминают о телефонах доверия, адресах электронной почты, на которых «можно оставить анонимное сообщение о местах продажи, потребления наркотиков, организации наркопритонов и других преступлений».
Нельзя не поинтересоваться: а почему акция, почему только 26 дней? Понятна символическая связь между 1 июня и 26 июня, но разве телефоны ФСКН не работают круглосуточно и круглогодично? Работают. Значит, по ним мало звонят. Потому, видимо, и проводится специальная акция – с рекламой и сообщениями в средствах массовой информации. Чтобы привлечь внимание.
Каковы результаты?
По итогам прошлой акции, в течение 26 дней поступило более 2300 сообщений, возбуждено около 600 уголовных дел. Одна из газет написала: «Результаты акции, признаются наркополицейские, превзошли все ожидания».
Но если чуть вдуматься, так ли уж много – 2300 звонков в течение 26 дней? Получается 88 сообщений в сутки. В России 89 регионов. Выходит, на каждый регион меньше одного звонка в день. Много?
Несколько лет назад налоговая полиция призвала граждан давать информацию на тех, кто не платит налоги. Предполагалось, что будет лавина звонков. Ведь неравенство буквально глаза колет, сплошь и рядом нагло демонстрируется жизнь не по средствам. Однако ожидания не оправдались.
Секрет прост. Российские граждане не информируют правоохранительные органы, так как боятся, что их адреса-телефоны станут известны тем, на кого они дали сведения. То есть государственные службы подозреваются в слиянии с криминалом… Вот такой поворот сюжета.
Звонить же по мобильному или домашнему телефону, разоблачая наркоторговлю, значит рисковать жизнью.
Оснований для таких страхов достаточно. На всю страну прославились два лейтенанта наркополиции, умершие от передозировки героина в служебной (!) сауне. В Петербурге раскрыли банду офицеров милиции, которые контролировали героиновый рынок Василеостровского района. В общей сложности посадили 11 человек. Но ведь такая группа наверняка имела связи более чем обширные. Однако захвачен лишь узкий круг.
«Благодаря сообщениям на «телефоны доверия» во многих регионах было ликвидировано огромное количество наркопритонов», – сообщил генерал ФСКН.
Но от любого притона тянутся цепочки. По ним можно выйти на каналы поставки. Однако почему-то выходят совсем не так часто.
Анекдотически показательный, откровенный случай «обрубания концов» произошёл в одной из самых бедных автономных республик России. Там арестовали сотрудника колонии – нёс «авторитету» на зону несколько упаковок наркоты. Взятый с поличным, наркокурьер в погонах тут же сдал всех – и тех, к кому ездил за наркотиками в столицу республики, и того, кому доставлял. Тем не менее на скамье подсудимых оказался только он. Срок ему светил немалый – учитывая «крупный размер» и «использование служебного положения». А дали всего два года. На процессе обвинение звучало так: «Подсудимый получил от неустановленного лица наркотические средства и передал в колонии неустановленному лицу».
Сплошь неустановленные лица. Видимо – неустановимые.
Впрочем, есть примеры и глобального масштаба. Заместитель Генерального прокурора РФ Иван Сыдорук обнародовал полтора года назад скандальный документ. В нём говорится, что сотрудники Таганрогской таможенной службы обладали достоверной информацией о предстоящей контрабанде наркотиков на Украину, однако не приняли мер. «В результате чего более 200 килограммов героина было обнаружено и изъято работниками таможенных органов и органов безопасности Украины».
200 килограммов героина – это мафиозная операция мирового размаха и масштаба. Кто мог «организовать такой груз»? Полтора года прошло – ни слуху ни духу.
Сплошь неустановимые лица.