Давид Самойлов. Памятные записки. – М.: Время, 2014. – 704 с. с фото – 2000 экз.
Эта книга вышла в правильное время. Сейчас литературное значение её автора – величина устоявшаяся и неизменная, не подверженная поползновениям современников – как врагов, так и соратников. Да и события, о которых повествуется в тексте, давно уже ушли в историю, а с их трактовок всё больше сходит эмоциональный налёт, уступая место объективному анализу. В «Памятных записках» собрана вся проза поэта Давида Самойлова. Он работал над ней с перерывами последние двадцать лет своей жизни.
Книга полностью соответствует композиционному плану, намеченному самим авторам. Когда её читаешь, видно, с каким тщанием и ответственностью опытный литератор относится к новому для себя жанру. «Памятные записки» балансируют между классическими мемуарами и размышлениями о ключевых событиях эпохи, прошедших перед глазами автора. Первый раздел – трогательные вспоминания о детстве и отрочестве. Впечатляют очень зримые картины предвоенной Москвы, сочетание патриархальности и обновления. Лёгкость дружб, непримиримость, идеализм, мечты о геройстве – вот черты поколения мальчишек тридцатых годов. Именно это поколение ковало победы на фронтах Великой Отечественной войны, и именно оно дало плеяду поэтов-фронтовиков, чьи стихи до сих пор вызывают восторг и трепет.
Об этом поколении, о его главных героях – Михаиле Кульчицком, Павле Когане, Борисе Слуцком – самые насыщенные и напряжённые страницы в «Памятных записках».
Фронтовые эпизоды в книге отличаются достоверностью наряду с неутолимой жаждой разобраться в истоках этой человеческой трагедии, унёсшей столько жизней. С историографической точки зрения любопытны заметки о втором съезде писателей, состоявшемся спустя двадцать лет после первого. Яркие портреты советских литературных лидеров Александра Фадеева, Константина Симонова, Алексея Суркова, Самуила Маршака выполнены живо и беспристрастно. Очень занимательна характеристика периода так называемой оттепели, не тривиальна и тщательно взвешена оценка роли Евгения Евтушенко в отечественном литературном пространстве.
Книга будет интересна тем, кто ощущает советский период нашей литературы не как набор имён, поддающийся любой тасовке, а как цельное и огромное явление, без которого, при всей многообразной палитре его оценок, не существовало бы мировой культуры в нынешнем её виде.