Сегодня мы продолжаем разговор о незабытых, но неусвоенных уроках Гражданской войны, чья горячая фаза завершилась 90 лет назад – осенью 1920 года. Эта война переломила судьбу государства, мы до сих пор по-разному оцениваем её последствия для России, с удивлением взираем на мгновенно вскипающие споры и сами оказываемся среди спорящих.
Говорим, что пора остановиться, остыть, и никак не можем.
ГОРЯЧИЕ И ХОЛОДНЫЕ
Дискуссии о России не только не угасают, но разгораются с новой силой. В отличие от наших «бывших братьев» по соцлагерю, проклявших и забывших своё социалистическое прошлое, у нас ни от какого наследства не отказываются – ни от имперского, ни от советского, ни от либерально-перестроечного.
И хотя в реальной постсоветской практике, несомненно, царствует рубль (доллар), всё же мы продолжаем яростно спорить о таких вещах, которые в цивилизованных странах уже давно никого не возбуждают, – например, о смысле жизни (который якобы «в самой жизни») или о цене технического прогресса («а как же без него?»). Об итогах и последствиях Гражданской войны. А это значит, что мы ещё не совсем умерли.
В современной теории цивилизаций есть такое различение – цивилизации горячие и холодные. Первые – это восходящие, молодые страны и народы, которые находятся в становлении, стремясь так или иначе разрешить основные (предельные) вопросы о смысле бытия. И за это своё стремление они готовы сражаться. Вторые – суть цивилизации, клонящиеся к закату, то есть полагающие, что они решили для себя главные вопросы человеческого существования путём достижения стабильности на достаточно высоком материальном уровне, и озабочены по этой причине преимущественно сохранением общественного status guo.
Пример горячей цивилизации в наше время – исламский мир, для которого по христианскому летосчислению идёт всего лишь ХIV век. Образец холодеющей цивилизации сегодня – старая Западная Европа, разменявшая свои «священные камни» на права человека и церковное «венчание» однополых браков. Где-то в промежутке находятся растущие восточные гиганты Индия и Китай, демонстрирующие активный экономический прогресс, но, как кажется, не слишком озабоченные конечными итогами и целями такого прогресса.
ОМУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Что касается России, то о ней, как всегда, можно сказать самое разное. Бердяев в своё время верно отметил, что Россия может быть охарактеризована только противоречиями. С тех пор мало что изменилось – разве что оценки стали жёстче и ставки в игре выросли. Россия – «тысячелетняя раба», цари-крепостники, революция как бунт некультурной черни, Гражданская война как «проигранная демократия» и особенно сталинизм – вот хорошо объезженные коньки наших свободолюбивых «демократов». Теперь к ним прибавились принижение нашей Победы в Великой Отечественной войне и оправдание предателей, служивших Гитлеру, – мол, это была «вторая» гражданская война.
В прошлом году в Санкт-Петербурге была представлена книга священника (!)
Г. Митрофанова, в которой едва ли не главным героем Великой Отечественной войны провозглашается предатель Власов, а воины, победившие оккультный Третий рейх и спасшие Россию (и всех русофобов заодно) ценой собственной жизни, оказываются «носителями лжи». «Наше общество, – пишет автор книги, – состоит из людей, в подавляющем своём большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они «служили России» – называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией. А на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе».
В качестве венца своих обвинений Г. Митрофанов даже изобретает страшный, на мой взгляд, неологизм «победобесие». Это – о всенародном празднике 9 Мая! Чем такой взгляд отличается от героизации бывших эсэсовцев в Прибалтике и на Украине? Ещё более удивительно, что подобные мысли высказывает священнослужитель Санкт-Петербургской епархии! Иной несведущий в церковных делах человек может принять личную точку зрения Г. Митрофанова за позицию Русской православной церкви по этому вопросу. Дескать, они «за Власова…».
Ещё один пример недавнего злобоизлияния, которое даже неудобно цитировать, – статья либерал-диссидента А. Подрабинека, переполненная ненавистью к воинам России–СССР. Ветераны Великой Отечественной войны оскорбляются здесь всеми возможными способами, зачисляясь одновременно в жлобы, тюремные вертухаи и палачи на расстрельных полигонах.
Если подобное не разжигание социальной розни, ведущее к гражданскому противостоянию, то что это?
Не надо быть особенно политически дальнозорким, чтобы видеть: подобная нигилистическая критика нашей Родины не ограничивается прошлым, центральным своим остриём направляясь в её настоящее и будущее. Суть такого рода воззрений не изменилась со времён Достоевского, заметившего, что «вся наша либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нём и не дотрагиваясь до него; она только отрицала и хихикала». Перечисляя тёмные пятна отечественной истории, эти господа не могут (или не хотят) понять, что русская история и русский народ (в том числе и в советский период) не сводятся к черноте и крови.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НЕВРОЗ
Русский ХХ век начался, как известно, с японской войны и революции 1905 года. Кровавое воскресенье 9 января было подготовлено революционным подпольем, которое впоследствии с возглавлявшим провокационное шествие к Зимнему дворцу священником Гапоном и расправилось. «Свободолюбцы» и японцы действовали в одном направлении – воевали против великой Империи. Именно тогда многолетняя либерально-революционная пропаганда – от декабристов до народников и социал-демократов – дала свои первые плоды: забастовки, убийства жандармов, восстания на флоте, паралич хозяйственной жизни, бунты инородцев.
Все «порядочные люди» с ума сходили от ненависти к «царизму» и после отречения царя в марте 1917 года, надев красные банты, поздравляли друг друга с освобождением. Одновременно столичные народные массы громили полицейские участки, выпускали из тюрем уголовников, весело гуляли по улицам и всласть угощались из царских погребов. Собственно, это была первая в новом веке хорошо срежиссированная «оранжевая» революция…
Отрезвление наступило быстро – к октябрю того же года Россия была доведена до полного развала. После позорного мартовского предательства (в котором участвовали думцы, ряд высших офицеров, в том числе некоторые вожди будущей белой армии) на пространстве от Польши до Тихого океана образовалась гигантская «чёрная дыра», государство распадалось на глазах, солдаты и матросы убивали своих офицеров, крестьяне жгли помещиков, гимназисты травили учителей…
Это и была главная русская трагедия ХХ столетия, в которой повинны многие тогдашние деятели – от крайне левых до крайне правых. Не могу не привести в связи с этим удивительно точные слова А.С. Изгоева из статьи «Социализм, культура и большевизм» (сборник «Из глубины», 1918): «Все главные политические, социально-экономические и психологические идеи, в которых столетие воспитывалась русская интеллигенция, оказались ложными и гибельными для народа… Напрасно интеллигенция пытается спасти себя отводом, будто она не отвечает за большевиков. Нет, она отвечает за все их действия и мысли. Они лишь поставили точки над «i», вывели все следствия из посылок. Добросовестность велит признать, что под каждым своим декретом большевики могут привести выдержки из писаний не только Маркса и Ленина, но и всех русских социалистов и сочувственников как марксистского, так и народнического толка. Чхеидзе, Чернов, Церетели, Скобелев, Некрасов, Керенский говорили и проповедовали то, что принципиально должно было привести к господству большевизма, решившегося наконец воплотить в делах их речи».
Либерально-революционная интеллигенция всех видов – от жёлтых и розовых до жгуче-красных – почти сто лет раскачивала гигантский корабль Российской империи и наконец потопила его. Тем же занимаются сегодня их идейные наследники.
ПОСЛЕДНИЙ РАСКОЛ
Начавшись как террористическая ленинско-троцкистская Совдепия, Советский Союз (к ярости и изумлению самого Троцкого и возглавляемого им Четвёртого интернационала), унаследовав народную энергетику тысячелетней православной традиции, принёс к середине ХХ века плод победы над самой страшной антинациональной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории. Нужно ясное понимание того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХI веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945-м ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, польского, цыганского и других расовых вопросов. Это были одни и те же люди, один и тот же народ.
Советский Союз не исчерпывался ГУЛАГом и «вертухаями», а все свои семьдесят лет существовал как определённая (превращённая) социокультурная форма исторической России, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками.
Вопрос о причинах неутихающей (попеременно то горячей, то холодной) гражданской войны в России – как в советской, так и в постсоветской – обнаруживает свои глубокие метафизические корни. Не буду перечислять здесь кризисные вехи отечественной истории вплоть до последних лет – они всем известны. Нравится нам это или нет, русская ментальность не охладилась до той степени, чтобы цивилизованно «поступиться принципами». Борьба в России шла и идёт вокруг одного вопроса – вопроса о смысле человеческой и национальной жизни, а всё остальное приложится.
Но и сегодня предпринимаются сознательные попытки «раскачать лодку», посеяв повсеместный раскол – между обществом и правительством, между государством и народом (и внутри народа), между отечественной и зарубежной церквами, только недавно объединившимися. Если задаться известным вопросом – кому это выгодно? – то придётся признать, что вышеописанные акции по разоблачению «русских мифов» работают прежде всего на те закулисные силы, которые стремятся пересмотреть итоги Второй мировой войны, лишить Россию идейной легитимации в современном мире, со всеми вытекающими отсюда политическими, финансовыми и территориальными последствиями.
Некоторые из деятелей отечественного либерализма открыто призывают Россию отказаться от правопреемства по отношению к Советскому Союзу, то есть фактически зачеркнуть не только 70 лет ХХ века, но всю отечественную историю. Их стараниями мы уже оказались почти в границах XVII столетия. Что ещё надо сделать, чтобы окончательно вытеснить эту «неправильную» страну из международного культурного и правового пространства, превратив её в вечного изгоя? Нам предлагают отказаться от советского периода отечественной истории, выкинуть из семейных сундуков дедовские и отцовские военные ордена, перестать праздновать вместе с народом День Победы 9 мая и начать отмечать (вместе с недобитыми эстонскими и латышскими эсэсовцами) дату образования власовской армии, мстить и преследовать, раздувая тем самым бесконечную гражданскую войну…
Но есть и иной призыв – объединиться нам, потомкам красных и белых, во имя будущего России в год 90-летия завершения революции и Гражданской войны. Завершения…
, доктор философских наук