Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Невещественный капитал нации

01 января 2007

Отмечая 50-летие Союза писателей России, убеждён: мы имеем пол­ное право считать, что русская литература второй половины минувше­го века, а точнее сказать — литература российская, потому что она включала в себя произведения писателей всех на­родов страны, пишущих как на русском, так и на родных языках, является тем «невещественным капиталом» нации, которым Россия может гордиться. Без преувеличения, мы имеем великую ли­тературу, смело соревнующуюся как с богатейшей русской литературой пер­вой половины ХХ века, так и с класси­ческой русской литературой века XIX, равно как и с современной им мировой литературой.

Достаточно сказать, что русской ли­тературе принадлежит самый крупный, на мой взгляд, по масштабу таланта и глубине видения мира художник ХХ ве­ка — Михаил Александрович Шолохов, как никто другой выразивший величай­шую драму ХХ века — русскую револю­цию, определившую вектор развития всей новейшей мировой истории.

На протяжении минувших 50 лет в русской, российской литературе рабо­тало (и работает) столько великолеп­ных, подлинных по Божьему дару мас­теров слова, что один только перечень их имён мог заполнить всё пространс­тво этой статьи. Мы богаты талантами так же, как богаты лесом, питьевой во­дой, нефтью, газом, земными и небес­ными просторами.

И всё-таки главное завоевание рус­ской литературы вообще и последних пятидесяти лет в частности — не язык, но мысль, особая, специфическая рус­ская художественная мысль, рассматри­вающая жизнь человеческую как бытие, а родную историю — как судьбу.

И, конечно же, заслуга нашей лите­ратуры минувшего полувека — в под­линно художественном и безошибочно точном осмыслении событий Великой Отечественной войны. Произведений такого уровня правды об этой шекс­пировской по трагедийности странице мировой истории нет, пожалуй, ни в одной литературе мира. Проза М. Шо­лохова, романы и повести В. Быкова, В. Некрасова, Ю. Бондарева, В. Бого­молова, К. Воробьёва, Г. Бакланова, Е. Носова, М. Алексеева, В. Карпова и многих других, богатейшая «военная» поэзия второй половины ХХ века, где что ни имя, то явление, — это непрехо­дящая художественная память поколе­ния, пережившего и выигравшего войну для своих потомков.

Победа народа в Великой Отечествен­ной войне вызвала к жизни принципи­ально новое для советской жизни явление общественной психологии, а следователь­но, и литературы: возникновение наци­онального самосознания, взрыв патрио­тических чувств, гордости за свой народ и свою страну. И одновременно — острую боль за неё, резко обострившуюся особен­но после ХХ съезда партии, что не могло не привести и к усилению критического пафоса литературы.

Это пафос возник вовсе не с «шести­десятников», как привыкли думать. Шо­лоховскую традицию в прозе продолжи­ли «деревенщики». Их проза, впрочем, была не столько «деревенской», сколько бытийно-философской, рассказывала правду о самом главном, самом корен­ном для России трагическом вопросе — крестьянском. Это была проза глубоко патриотическая, принадлежащая перу го­сударственников, утверждавших нацио­нальное самосознание, гордость за свер­шения народа и страны, и прежде всего за победу над фашизмом. Но суть этой прозы — в глубочайшей боли за трагедию крестьянства и родной страны.Скромная по форме, но выдающая­ся по силе художественного слова, эта проза правдой своей высказала наконец власти критику, не сравнимую с кри­тикой никаких «вражеских» голосов. Назову всем известные и памятные произведения Ф. Абрамова, В. Аста­фьева, В. Шукшина, А. Яшина, Вл. Со­лоухина, М. Алексеева, А. Иванова, П. Проскурина, Е. Носова, Б. Можаева, Г. Троепольского, С. Залыгина, а так­же — живущих и работающих поны­не В. Белова, В. Распутина, В. Личути-на, В. Крупина.

М. Шолохов с молодыми писателями. 1959 г.;фото:А.РЯПАСОВОбострённое отношение к жерт­вам, которые понёс народ не только в годы войны, но перед войной и после неё, вызвал к жизни и так называе­мую городскую прозу, также отмечен­ную трезвым, критическим анализом народной жизни, внутренне родствен­ным пафосу «деревенской» прозы. К этой плеяде принадлежали Юрий Три­фонов, Владимир Максимов, Георгий Владимов, Анатолий Рыбаков.

Этому времени принадлежат и такие выдающиеся художники, осмыслявшие историю нашей страны, как Леонид Леонов, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Николай Рубцов, Юрий Куз­нецов, произведения которых отмече-ны глубочайшим патриотическим па­фосом.

Все эти писатели принадлежали к со­зданному в 1958 году Союзу писателей России. Это было мудрое, справедливое решение. 50-летие Союза писателей Рос­сии — это прежде всего праздник великой русской литературы, утвердивший себя в России и в мире за последние 50 лет.

Основателем Союза писателей Рос­сии был замечательный русский проза­ик, имя которого связано прежде всего с российским флагом, — Леонид Соболев. Беспартийный писатель, русский дво­рянин, убеждённый патриот — именно ему была поручена организация Союза писателей России. Я стал членом Союза писателей России 46 лет назад, в 1962 го­ду, когда Союз возглавлял классик оте­чественной детской литературы Сергей Владимирович Михалков, первым за­местителем был Юрий Бондарев, кото­рому позже С.В. Михалков передал свой пост. Сегодня Союз писателей России возглавляет В.Н. Ганичев.

В. Распутин, В. Крупин, Ф. Кузнецов. 1989 г.;фото:А.КАРЗАНОВХочу сказать особое слово благодар­ности от всех писателей России старей­шине нашей литературы С.В. Михал­кову, благодаря усилиям и авторитету которого Союз писателей России смог получить для своей работы великолеп­ное здание на Комсомольском проспек­те, которое крайне важно сохранить.

Как я помню и знаю, именно со времён С.В. Михалкова — благодаря его литературному и политическому опы­ту — дом на Комсомольском проспекте стал родным домом для всех писателей РСФСР. Здесь царили дружба народов и стремление к единству творческих сил во имя общих интересов России.

Надеюсь, что эти высокие традиции сохранятся и впредь. Верю, что в на­ступающее пятидесятилетие на смену нашему поколению, которое в едином строю русской литературы прошло эти нелёгкие полвека, придут новые талан­ты, которые не уронят достоинство ве­ликой русской литературы, сочтут за честь и далее служить своему народу и Отечеству.

Феликс КУЗНЕЦОВ, сопредседатель правления Союза писателей России, член-корреспондент РАН, член Союза писателей России с 1962 года

Обсудить в группе Telegram

Феликс Кузнецов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS