Отмечая 50-летие Союза писателей России, убеждён: мы имеем полное право считать, что русская литература второй половины минувшего века, а точнее сказать — литература российская, потому что она включала в себя произведения писателей всех народов страны, пишущих как на русском, так и на родных языках, является тем «невещественным капиталом» нации, которым Россия может гордиться. Без преувеличения, мы имеем великую литературу, смело соревнующуюся как с богатейшей русской литературой первой половины ХХ века, так и с классической русской литературой века XIX, равно как и с современной им мировой литературой.
Достаточно сказать, что русской литературе принадлежит самый крупный, на мой взгляд, по масштабу таланта и глубине видения мира художник ХХ века — Михаил Александрович Шолохов, как никто другой выразивший величайшую драму ХХ века — русскую революцию, определившую вектор развития всей новейшей мировой истории.
На протяжении минувших 50 лет в русской, российской литературе работало (и работает) столько великолепных, подлинных по Божьему дару мастеров слова, что один только перечень их имён мог заполнить всё пространство этой статьи. Мы богаты талантами так же, как богаты лесом, питьевой водой, нефтью, газом, земными и небесными просторами.
И всё-таки главное завоевание русской литературы вообще и последних пятидесяти лет в частности — не язык, но мысль, особая, специфическая русская художественная мысль, рассматривающая жизнь человеческую как бытие, а родную историю — как судьбу.
И, конечно же, заслуга нашей литературы минувшего полувека — в подлинно художественном и безошибочно точном осмыслении событий Великой Отечественной войны. Произведений такого уровня правды об этой шекспировской по трагедийности странице мировой истории нет, пожалуй, ни в одной литературе мира. Проза М. Шолохова, романы и повести В. Быкова, В. Некрасова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, К. Воробьёва, Г. Бакланова, Е. Носова, М. Алексеева, В. Карпова и многих других, богатейшая «военная» поэзия второй половины ХХ века, где что ни имя, то явление, — это непреходящая художественная память поколения, пережившего и выигравшего войну для своих потомков.
Победа народа в Великой Отечественной войне вызвала к жизни принципиально новое для советской жизни явление общественной психологии, а следовательно, и литературы: возникновение национального самосознания, взрыв патриотических чувств, гордости за свой народ и свою страну. И одновременно — острую боль за неё, резко обострившуюся особенно после ХХ съезда партии, что не могло не привести и к усилению критического пафоса литературы.
Это пафос возник вовсе не с «шестидесятников», как привыкли думать. Шолоховскую традицию в прозе продолжили «деревенщики». Их проза, впрочем, была не столько «деревенской», сколько бытийно-философской, рассказывала правду о самом главном, самом коренном для России трагическом вопросе — крестьянском. Это была проза глубоко патриотическая, принадлежащая перу государственников, утверждавших национальное самосознание, гордость за свершения народа и страны, и прежде всего за победу над фашизмом. Но суть этой прозы — в глубочайшей боли за трагедию крестьянства и родной страны.Скромная по форме, но выдающаяся по силе художественного слова, эта проза правдой своей высказала наконец власти критику, не сравнимую с критикой никаких «вражеских» голосов. Назову всем известные и памятные произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Яшина, Вл. Солоухина, М. Алексеева, А. Иванова, П. Проскурина, Е. Носова, Б. Можаева, Г. Троепольского, С. Залыгина, а также — живущих и работающих поныне В. Белова, В. Распутина, В. Личути-на, В. Крупина.
Обострённое отношение к жертвам, которые понёс народ не только в годы войны, но перед войной и после неё, вызвал к жизни и так называемую городскую прозу, также отмеченную трезвым, критическим анализом народной жизни, внутренне родственным пафосу «деревенской» прозы. К этой плеяде принадлежали Юрий Трифонов, Владимир Максимов, Георгий Владимов, Анатолий Рыбаков.
Этому времени принадлежат и такие выдающиеся художники, осмыслявшие историю нашей страны, как Леонид Леонов, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, произведения которых отмече-ны глубочайшим патриотическим пафосом.
Все эти писатели принадлежали к созданному в 1958 году Союзу писателей России. Это было мудрое, справедливое решение. 50-летие Союза писателей России — это прежде всего праздник великой русской литературы, утвердивший себя в России и в мире за последние 50 лет.
Основателем Союза писателей России был замечательный русский прозаик, имя которого связано прежде всего с российским флагом, — Леонид Соболев. Беспартийный писатель, русский дворянин, убеждённый патриот — именно ему была поручена организация Союза писателей России. Я стал членом Союза писателей России 46 лет назад, в 1962 году, когда Союз возглавлял классик отечественной детской литературы Сергей Владимирович Михалков, первым заместителем был Юрий Бондарев, которому позже С.В. Михалков передал свой пост. Сегодня Союз писателей России возглавляет В.Н. Ганичев.
Хочу сказать особое слово благодарности от всех писателей России старейшине нашей литературы С.В. Михалкову, благодаря усилиям и авторитету которого Союз писателей России смог получить для своей работы великолепное здание на Комсомольском проспекте, которое крайне важно сохранить.
Как я помню и знаю, именно со времён С.В. Михалкова — благодаря его литературному и политическому опыту — дом на Комсомольском проспекте стал родным домом для всех писателей РСФСР. Здесь царили дружба народов и стремление к единству творческих сил во имя общих интересов России.
Надеюсь, что эти высокие традиции сохранятся и впредь. Верю, что в наступающее пятидесятилетие на смену нашему поколению, которое в едином строю русской литературы прошло эти нелёгкие полвека, придут новые таланты, которые не уронят достоинство великой русской литературы, сочтут за честь и далее служить своему народу и Отечеству.
, сопредседатель правления Союза писателей России, член-корреспондент РАН, член Союза писателей России с 1962 года