Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Невесёлые картинки

01 января 2007

ВЗГЛЯД НА НЕЧТО

Akeema_SM, «Scary Masquer»Что толку в книжке, – подумала Алиса, – если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
Льюис Кэрролл

Комикс – это, как известно, книжка, в которой много картинок и диалогов и крайне мало всего остального текста, который нередко сводится к надписям «Бум!» и «Бах!». Такое, казалось бы, примитивное устройство объясняется происхождением комикса – он появился в Штатах в конце XIX века, в стране с эмигрантским и разноязычным населением, и поначалу представлял собой серию небольших рисованных историй, печатавшихся в газетах. Картинки оказались популярны и востребованы, так как были понятны абсолютно всем. Именно в Америке комикс вырос в культ: своего расцвета жанр достиг в 30–50-е годы уже прошлого века – тогда были придуманы эпохальные герои Бэтмен и Капитан Америка и сформулированы основные правила классического комикса: персонажи должны чётко делиться на хороших и плохих; ни в характерах, ни в рисунках не должно быть полутонов; всё ясно и предельно просто.

В России комикс имел более скромную популярность – перенятый у Америки, он так и остался курьёзом, делом одиночек и эстетов, – до массовой штамповки комиксовых сюжетов не дошло. Однако есть энтузиасты, которые уже восьмой год подряд проводят в Москве фестиваль комиксов «КомМиссия», где кроме привозных рисованных историй из Европы, Азии и двух Америк показывают наш молодой русский комикс. Правда, организаторы фестиваля (который в этом году прошёл сразу на нескольких престижных выставочных площадках, включая раскрученный Винзавод) сами говорят, что нашим нарисованным историям не хватает нарративности, что наши художники в основном демонстрируют освоенные рисовальные приёмы – и типичные для западного комикса, и характерные для японских манга, – а историй как таковых практически нет. Стили и темы нашего комикса повторяются из года в год – мрачные апокалиптичные фантазии (самый популярный жанр), шпионские истории, японские мотивы, иллюстрированные анекдоты и даже нарисованные детьми неумелые комиксы, – однако с историями неизменно плохо: как правило, рисунки иллюстрируют весьма невнятные сюжеты.

Впрочем, не стоит забывать, что наши традиции и жанры несколько отличаются от американских. У нас есть лубок, на первый взгляд очень похожий на комикс, однако сходство это носит поверхностный характер: если комикс при помощи картинок рассказывает историю, то лубок чаще всего иллюстрирует какую-либо сентенцию или определённое событие и носит нравоучительный характер. К тому же если ранний комикс заменял в газетах печатные истории, то лубок всегда существовал параллельно с литературой – например, с агиографией.

Эти расхождения сохраняются в таком, казалось бы, целиком заимствованном явлении, как русский комикс: для нас закономерно тяготеть к лубку и отдавать предпочтение визуальной, а не нарративной стороне комикса. Именно поэтому наши художники предпочитают жонглировать освоенными рисовальными кодами, а не рассказывать историю. Они действуют в рамках традиций – следовательно, упрекать их не за что. В конце концов если б они могли изложить внятную историю, то занимались бы уже литературой, а не комиксами – ведь наша культура и так по своей сути остаётся литературоцентричной, постоянно напоминая нам о том, что «В начале было Слово».

Подводя же некоторые предварительные итоги в разговоре о современном состоянии направления – весьма чётко зафиксированном фестивалем «КомМиссия», – можно сказать одно: если лубочные экземпляры 300–150-летней давности в наши дни почитают за честь выставлять в своих витринах крупнейшие российские музеи, то отечественным комиксам, по крайней мере в их нынешнем виде, это в будущем пока что не грозит.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Обсудить в группе Telegram

Ксения Воротынцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS