Прошли времена, когда за здоровье учителей поднимали заздравный кубок. Наступили другие, когда на учителей всё чаще и чаще поднимают руку. Точнее сказать – издеваются над ними.
Сетевое общество, и вероятно, не только сетевое, всколыхнуло видео, выложенное в Ютюбе, где в одной из школ в Комсомольске-на-Амуре учительница с 24-летним стажем отшлёпала своего ученика в коридоре учебного заведения, выведя его из класса с криками: «Ты кто такой?! Кто тебе позволяет себя так вести?» и т.д.
В адрес учительницы обрушился гнев почти всей страны:
– Какое право она имела бить невинное дитя! «Онижедети»! Словно этот термин автоматически даёт право измываться над учительницей. Как-то забыли, что она тоже человек, чья-то мама, чья-то жена, чья-то дочь, которая не должна возвращаться в семью с трясущимися руками в предынфарктном состоянии.
Из-за этого ребёнка отказалась от классного руководства её коллега. Сама же она призналась, что такого ребёнка не встречала за все годы педагогической деятельности: «Никакого терпения не хватит, когда тебя унижают при детях. Сегодня он колол ручкой в глаза своей сестре, вчера швырял ручки в меня и т.д.».
Все рассматривают ребёнка как жертву взбешённой учительницы, но никто не рассматривает саму учительницу как жертву вседозволенности и наглости учеников. За ребёнка есть кому заступиться. За педагога, кроме школьной администрации, некому, а та сплоховала – все замечали, что ребёнок вёл себя неадекватно, но меры не принимали.
Кто-то мне написал – не может работать с детьми – пусть уходит. Но человек учился пять и более лет, чтобы УЧИТЬ, а не работать в полиции с трудными подростками. Никто не хочет понять, что в наше время учитель не защищён и над ним могут издеваться все, от первоклассника до десятиклассника, которых в крайнем случае пожурят. Одеть урну на голову пожилой учительнице, устроить кулачный бой с педагогом… Не надоело ли нам наблюдать в интернете эту мерзость? Любой неадекват может сорвать урок, да ещё попросить приятеля снять и выложить в интернет моменты его геройства. Максимум наказания – снизят отметку по поведению. Вы думаете, от этого у кого-то из детей прыщик вскочит? А как отражаются на здоровье учителя постоянные издевательства и провокации – никого не волнует. То, что после таких уроков учитель пьёт сердечные капли и стаканами валерьянку, чтобы хоть немного успокоиться.
И в моей практике, а я работал учителем в СССР и Израиле, было немало таких случаев, не сомневайтесь. И была девочка, которая сорвала урок во время комиссии, и был неадекватный эфиопский мальчик, норовивший ударить стулом любого, кто обзовёт его. И моя задача на уроке состояла в том, чтобы к звонку все были живы. Моё счастье, что школьная администрация всегда принимала мою сторону. А теперь у учителя нет иммунитета, как у человека, несущего доброе и вечное. Его можно пнуть и обозвать.
Вот попробуй замахнись или обзови полицейского во время исполнения, можно схлопотать по полной программе. А учитель... человек ли он, которого надо уважать и ценить?
Не мешало бы, чтобы в школах как для детей, так и для педагогов были психологи, умеющие гасить конфликтные ситуации. Кстати, в школе, где я работал, дети, приходя на занятия, сдавали мобильники секретарше – от греха подальше. Всё-таки было меньше шансов спровоцировать учителя и сделать потом кино для Ютюба.
Мне жаль избитого мальчика.
Мне жаль учительницу, не выдержавшую тотального издевательства ученика и распустившую руки. Школа не пред-отвратила то, чего не должно было быть в уважающем себя учебном заведении.
Мне лишь не жалко педагогическую систему, которую надо реформировать, чтобы она защищала своих работников и берегла достоинство и здоровье учителя и ученика в равной мере, не доводя конфликтные ситуации до рукоприкладства.
Евгений Минин,
учитель с 36-летним
педагогическим стажем
Опрос
Студенты лаборатории образовательной журналистики НИУ «Высшая школа экономики» провели опрос учителей о буллинге. На вопрос, подвергались ли они травле со стороны учеников, 70% опрошенных (2800 человек из 75 регионов) ответили утвердительно. При этом 50% оказывались жертвами два-три раза, а 6% учителей становятся ими регулярно.
Главным фактором риска оказался… материальный достаток. Плохо обеспеченные учителя сталкиваются с буллингом (тычки, рукоприкладство, обидные прозвища, демонстративное игнорирование требований на уроке, оскорбления в соцсетях, издевательские комментарии) в два раза чаще, чем учителя со средним или высоким достатком.
23% учителей, подвергшихся травле, ни с кем не решились поделиться бедой. Треть обсуждали свою проблему в семье. Примерно столько же – с коллегами. И лишь 13,2% обращались за помощью к школьному психологу.