Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 февраля 2018 г.
  4. № 7 (6631) (14.02.2018)
Библиосфера

Невыразимая липкость бытия

14 февраля 2018

Всеволод Непогодин. Выльторъяс. Киев: Издательство «Каяла», 2017. – 164.


Начну издалека. Когда-то давно литературный критик Белинский учил литературу и литераторов погружаться в жизнь общества, как бы этот водоём ни смердел. Он был настолько убедителен, что возникло целое движение погруженцев, которые, по сути, и стали русской литературой. И все были счастливы. Примерно лет сто. Из-за идеологического единения, пусть и не всегда добровольного, и геополитического хаоса в головах очередные водолазы жизни общества уже не тонули в окружающей действительности, среда отказывалась их принимать, а весь ум, честь и совесть эпохи мерзко плавали на поверхности. К чему весь этот экскурс?

Роман «Выльторъяс» – это как бы классический образец погружения в ту самую среду, со всей её токсичной липкостью и отвратительной реальностью. То есть очередная история о том, какие все вокруг сволочи, какая концентрированная нелюбовь в атмосфере и насколько во всей этой жиже нельзя жить. В общем, хорошо знакомая читателям развесёлая чернуха. Единственное отступление от традиций – отсутствие главного героя, на примере которого демонстрируется погружение в жизнь.

Как обычно происходит? Берут несчастного идеального гражданина и отправляют его в какую-то лужу низменных страстей. Учитель попадает в тюрьму, бывший милиционер вляпывается в село, искусствовед приезжает на прииск в далёкой Сибири, наконец, москвич «окунается с головой» в Рязань. В романе «Выльторъяс» издеваться над интеллигентами не стали, а предпочли бросить в провинциальные ужасы самого читателя. Действие постоянно перетекает из одного мутного человеческого омута в другой, а участники передают друг другу уголовные извращения и моральное разложение, как эстафетную палочку. И вот в результате этого жестокого по отношению к зрителям поступка получился парадокс, из-за которого происходящее стало погружением «как бы».

В нынешнюю эпоху, когда лозунг «Гики всех стран, соединяйтесь!» давно стал реальностью, а миром правят хипстеры и безудержный хайп, на первое место вышел даже не авторский замысел или приверженность литературным стандартам, а восприятие самой публики. Яркий пример: поделки про героев комиксов сейчас вполне проходят в качестве кинематографа, и никого это уже не удивляет. Так и тут.

Вся сумрачность «Выльторъяса», вся нагнетаемая суровость событий и провинциальные бездны из-за этой сюжетной размытости превращают повествование в сказочное. Нечто вроде бесконечных пионерских страшилок про чёрную руку. Это в общем-то неплохо. Чистый реализм давно умер. Даже погружаясь в озеро быта, искусство ныне обязательно воспроизводит ещё постмодернистские пузырьки или контркультурные сами понимаете что. Но насколько такое соединение двух разнолитературных начал даст необходимых читательский отклик – вопрос интересный.

Мне почему-то кажется, что с последним возникнут проблемы. Поклонники страпон-реализма могут обидеться, что, несмотря на глубину проникновения в проблему, вот такого сказочного восприятия могут не понять. А всем пелевинофилам будет не хватать количества пузырьков. С другой стороны, может, это гиперреализм? Я где-то встречал этот термин.

Максим Усачёв

Тэги: Субъектив Всеволод Непогодин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • День независимости от Украины

    24.08.2022
  • «...архаичная Молдова – это мы с вами!»

    04.11.2020
  • Равновесие мироустройства

    29.07.2020
  • В час роковой российского поэта

    15.07.2020
  • Пилигрим, бродяга и поэт

    10.06.2020
  • Эффект 25-го кадра

    135 голосов
  • В час роковой российского поэта

    46 голосов
  • День независимости от Украины

    40 голосов
  • Молчалинский архетип

    34 голосов
  • Книга РАдости

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS