Вот какое совпадение: 16 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения Чарльза Спенсера Чаплина, 70-летие отмечал Иван Бортник, и в этот же день 31 год стукнуло совсем другому Ивану – Урганту.
Юбилей великого Чарли наше ТВ отметило на удивление скромно. На главных каналах достойного места ему не нашлось – видимо, «всё его» эфирное время досталось Алле Борисовне, изобилие которой на экране в Страстную седмицу «достало» даже некоторых её поклонников. Откликнулся на чаплинский юбилей, кажется, только канал «Культура», продемонстрировав документальный фильм Ричарда Шикеля «Чарли. Жизнь и искусство Чарльза Чаплина». В нём, естественно, представлен американский взгляд на великого актёра и режиссёра. Он весьма интересен и познавателен, однако в России особенно важен (мне, во всяком случае) разговор о том, что значила для Чаплина русская культура и что он значит для России сейчас. Ведь Чарли, безусловно, «вышел из гоголевской шинели», наша литература имела на него огромное влияние. Его симпатии к России, радушный приём многих деятелей культуры, приезжавших из СССР в Голливуд, были удивительны. Эти симпатии, а также жёсткая критика американского жизненного устройства стали причиной его бегства из США. Канал «Культура» показал также фильмы самого Чаплина: «Огни рампы» и «Месье Верду». Последний, снятый в 1947 году, сегодня, когда по всему земному шару гуляет глобальный кризис, смотрится необыкновенно современно (да и по форме он не слишком устарел). То есть ещё 60 лет назад Чаплин вступил в непримиримое противостояние с тотальной ложью и пошлостью общества потребления. Великий англичанин (эмигрировавший из США, правда, не на родину, в Великобританию, а в нейтральную Швейцарию) первым почувствовал и отразил в кинематографе глобальный духовный кризис, который, быть может, и является настоящей причиной всех прочих: экономических и политических.
На 70-летие выдающегося русского актёра Ивана Сергеевича Бортника откликнулись «Россия» фильмом «Место встречи. Иван Бортник» (к сожалению, даже в Интернете имён создателей фильма я не нашёл) и «Культура» – «Зеркалом для актёра» (режиссёр – Галина Самойлова, автор сценария – Татьяна Земскова). Спасибо создателям фильмов за то, что неравнодушно и полно было рассказано о жизни и актёрских воплощениях Бортника, запомнившегося большинству зрителей в России лишь ролью Промокашки в сериале Станислава Говорухина. И это несправедливо. Эпизод, сыгранный им в «Родне» Михалкова, – непревзойдённый шедевр, однако Бортник не только выдающийся мастер острохарактерных ролей, он и трагический актёр. Сатина в спектакле Анатолия Эфроса «На дне» в Театре на Таганке, на мой (и не только мой) взгляд, он играл гениально. Не забыть его сверкающих глаз, сумасшедшей энергии, боли… Это был редкий случай настоящего театрального потрясения, сравнимый с впечатлениями от работ самых лучших наших артистов от Олега Борисова до Владимира Высоцкого, другом которого был Иван Бортник. Как жаль, что актёры такого масштаба, такой глубины и такой в великом смысле интеллигентности в последние десятилетия были не востребованы.
Востребованы совсем другие жанры и другие индивидуальности. Однако я не собираюсь противопоставлять Бортнику и Чаплину родившегося в один день с ними шоумена Ивана Урганта. Его «день варенья» телевидением всенародно (слава богу) не праздновался, впрочем, он и так, как праздник, появляется на Первом канале не реже двух раз в неделю. Приход же его в передачу «Временно доступен» (ТВ Центр) заставил к Ивану отнестись серьёзно и благожелательно – он несколько отделился от толпы других профессиональных шутников нашего ТВ. Вспомнилось, что Ургант никогда в своих репризах, подначках, подколах и вообще во всём своём стремительном, элегантном, слегка самодовольном, импровизационном телесуществовании не опускается в отличие от большинства современников ниже плинтуса. Не пошлит. Кроме того, чувствуется, что Иван не только музыкально образован, но и вообще образован. Ещё более удивительно то, что его холодноватая северно-русская (петербургская) манера в жёсткой телеконкуренции побеждает смачно-солёно-сочную, так сказать, сочинскую (южнорусскую). Застоявшись в перманентном, безадресном, пофигистском «поливе», он неожиданно прорезался в последнем выпуске «Большой разницы», в котором после пародии на «Дом-2», наслушавшись пошлостей от «домушников», не удержался и беспощадно-изящно, от души «растоптал» «строителей публичного теледома». И это, и то, что в данном случае налицо стремление не к «ниже пояса», но вверх, к тем вершинам театрального мастерства, которые известны Ивану по питерской юности, внушает некоторую надежду. Хочется в это верить.