Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Неюбилейное

01 января 2007

ТЕЛЕДНЕВНИК

Иван Бортник и Владимир Высоцкий, 1976 г. ; Валерий ПЛОТНИКОВВот какое совпадение: 16 апреля исполнилось 120 лет со дня рождения Чарльза Спенсера Чаплина, 70-летие отмечал Иван Бортник, и в этот же день 31 год стукнуло совсем другому Ивану – Урганту.

Юбилей великого Чарли наше ТВ отметило на удивление скромно. На главных каналах достойного места ему не нашлось – видимо, «всё его» эфирное время досталось Алле Борисовне, изобилие которой на экране в Страстную седмицу «достало» даже некоторых её поклонников. Откликнулся на чаплинский юбилей, кажется, только канал «Культура», продемонстрировав документальный фильм Ричарда Шикеля «Чарли. Жизнь и искусство Чарльза Чаплина». В нём, естественно, представлен американский взгляд на великого актёра и режиссёра. Он весьма интересен и познавателен, однако в России особенно важен (мне, во всяком случае) разговор о том, что значила для Чаплина русская культура и что он значит для России сейчас. Ведь Чарли, безусловно, «вышел из гоголевской шинели», наша литература имела на него огромное влияние. Его симпатии к России, радушный приём многих деятелей культуры, приезжавших из СССР в Голливуд, были удивительны. Эти симпатии, а также жёсткая критика американского жизненного устройства стали причиной его бегства из США. Канал «Культура» показал также фильмы самого Чаплина: «Огни рампы» и «Месье Верду». Последний, снятый в 1947 году, сегодня, когда по всему земному шару гуляет глобальный кризис, смотрится необыкновенно современно (да и по форме он не слишком устарел). То есть ещё 60 лет назад Чаплин вступил в непримиримое противостояние с тотальной ложью и пошлостью общества потребления. Великий англичанин (эмигрировавший из США, правда, не на родину, в Великобританию, а в нейтральную Швейцарию) первым почувствовал и отразил в кинематографе глобальный духовный кризис, который, быть может, и является настоящей причиной всех прочих: экономических и политических.

На 70-летие выдающегося русского актёра Ивана Сергеевича Бортника откликнулись «Россия» фильмом «Место встречи. Иван Бортник» (к сожалению, даже в Интернете имён создателей фильма я не нашёл) и «Культура» – «Зеркалом для актёра» (режиссёр – Галина Самойлова, автор сценария – Татьяна Земскова). Спасибо создателям фильмов за то, что неравнодушно и полно было рассказано о жизни и актёрских воплощениях Бортника, запомнившегося большинству зрителей в России лишь ролью Промокашки в сериале Станислава Говорухина. И это несправедливо. Эпизод, сыгранный им в «Родне» Михалкова, – непревзойдённый шедевр, однако Бортник не только выдающийся мастер острохарактерных ролей, он и трагический актёр. Сатина в спектакле Анатолия Эфроса «На дне» в Театре на Таганке, на мой (и не только мой) взгляд, он играл гениально. Не забыть его сверкающих глаз, сумасшедшей энергии, боли… Это был редкий случай настоящего театрального потрясения, сравнимый с впечатлениями от работ самых лучших наших артистов от Олега Борисова до Владимира Высоцкого, другом которого был Иван Бортник. Как жаль, что актёры такого масштаба, такой глубины и такой в великом смысле интеллигентности в последние десятилетия были не востребованы.

Востребованы совсем другие жанры и другие индивидуальности. Однако я не собираюсь противопоставлять Бортнику и Чаплину родившегося в один день с ними шоумена Ивана Урганта. Его «день варенья» телевидением всенародно (слава богу) не праздновался, впрочем, он и так, как праздник, появляется на Первом канале не реже двух раз в неделю. Приход же его в передачу «Временно доступен» (ТВ Центр) заставил к Ивану отнестись серьёзно и благожелательно – он несколько отделился от толпы других профессиональных шутников нашего ТВ. Вспомнилось, что Ургант никогда в своих репризах, подначках, подколах и вообще во всём своём стремительном, элегантном, слегка самодовольном, импровизационном телесуществовании не опускается в отличие от большинства современников ниже плинтуса. Не пошлит. Кроме того, чувствуется, что Иван не только музыкально образован, но и вообще образован. Ещё более удивительно то, что его холодноватая северно-русская (петербургская) манера в жёсткой телеконкуренции побеждает смачно-солёно-сочную, так сказать, сочинскую (южнорусскую). Застоявшись в перманентном, безадресном, пофигистском «поливе», он неожиданно прорезался в последнем выпуске «Большой разницы», в котором после пародии на «Дом-2», наслушавшись пошлостей от «домушников», не удержался и беспощадно-изящно, от души «растоптал» «строителей публичного теледома». И это, и то, что в данном случае налицо стремление не к «ниже пояса», но вверх, к тем вершинам театрального мастерства, которые известны Ивану по питерской юности, внушает некоторую надежду. Хочется в это верить.

Александр КОНДРАШОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS