Ровно 80 лет назад, в августе 1944 года, в пионерском лагере «Артек» в освобождённом от оккупантов Крыму открылась первая послевоенная смена. Среди первых послевоенных вожатых была и моя бабушка – Ираида Ивановна Третьякова.
Узнав, что цЦК ВЛКСМ отправляет её на работу в «Артек», рассказывала бабушка, она «просто ахнула». Что такое этот лагерь, она знала, а увидеть Крым вообще было её заветной мечтой.
Я нашла в семейном архиве документ – статью журналиста Валерия Митрохина, ныне заслуженного работника культуры Республики Крым, в которой бабушка рассказывает о послевоенном «Артеке»: «Это мы – вожатые первого послевоенного эшелона, возвращали «Артек» детям. Наводили порядок в парках, шили наволочки, подушки, красили, белили... Попала я в девичий лагерь «Лазурный». Была вожатой 1-го отряда в лагере № 2, где мы со своим отрядом играли в войну на развалинах Суук-Су. Что могли придумать мы, девчонки, выжившие в войне? Ну, конечно же, «военный госпиталь»! Это был, быть может, первый прообраз военно-патриотической игры «Зарница». Когда началась Великая Отечественная война, я была школьницей. Мы выбирали себе героев, чтобы учиться у них, и гордились ими. Для нас такими героями были лётчик Виктор Талалихин, погибший в небе над Москвой, Николай Гастелло и, конечно же, бесстрашный лётчик Александр Покрышкин».
Франклин Рузвельт назвал его «самым выдающимся лётчиком Второй мировой войны». 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие в 137 воздушных боях, в которых он лично сбил 53 самолёта противника, дважды Герой Советского Союза гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин первым в СССР был удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя. И вот чудо: в 1948 году лётчик-ас приехал с женой и детьми в «Артек» и именно бабушке директор лагеря Борис Яковлевич Овчугов, кстати, друг детства легендарного лётчика, поручил встретить в Симферополе Покрышкина с семьёй и привезти их в «Артек».
«Я, – вспоминала бабушка, – рассказала Александру Ивановичу, что дворец Суук-Су всё ещё в руинах, что ребята в Нижнем (Морском) лагере живут, как в 25-м году, в палатках, которые им подарила госпожа Черчилль. Когда я держала на руках сына Покрышкина, шофёр, незаметно для меня, запечатлел этот момент. А на следующий день, 8 марта, я нашла эту фотографию у себя на подушке. Такой подарок сделал мне «Артек»! Александр Иванович пробыл в «Артеке» 25 дней. Говорил он басом, с вологодским нажимом на «о».
Позже бабушка заочно окончила Крымский педагогический институт имени Фрунзе в Симферополе. Работала в школе учителем истории и обществоведения, была руководителем литературного объединения при Дворце пионеров. Многие бабушкины «подопечные» теперь известные писатели и журналисты.
Анфиса Третьякова