Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Незадёрнутый занавес

01 января 2007

ВЫСТАВКА

Выставка Сергея Токарева, открывшаяся во ВГИКе, приурочена к грустному поводу – минул год, как погиб замечательный человек и профессионал, заслуженный художник России, яркий педагог, способствовавший становлению таланта многих выпускников художественно-постановочного факультета. Тем поразительнее, что экспозиция, в которой представлены эскизы театральных постановок, над которыми Токарев работал с середины 1970-х годов, блистательные книжные иллюстрации и очень хорошие ранние живописные работы, не оставляет ощущения итога. Напротив, с выставки уходишь с ожиданием продолжения встречи с тонким и зрелым мастером.
Дело тут, наверное, не только в понятном желании полнее узнать интересного художника. Этот импульс задаётся творчеством художника, он определяется разнообразием и открытостью его творческого мира, которые кажутся поначалу само собой разумеющимися. Потому как ясно же, что оформление спектаклей «Деньги для Марии» по повести Валентина Распутина, «Биография» (по Максу Фришу) или «Письма к писателю» (по мотивам прозы Михаила Зощенко) предполагало изначально обращение к очень разному материалу. Но, судя по представленным эскизам, для Сергея Токарева работа над этими постановками была объединена даже не очевидным любовным знанием литературы или интересом к решению профессиональных задач. Для него, похоже, эти постановки были звеньями одного общего размышления о достоинстве человека в мире, где гуманистическая традиция стала анахронизмом, пустым звуком. Занавес, представляющий генеалогическое древо героев Макса Фриша, вполне был бы понятен героине Распутина. А мизансцену спектакля «Деньги для Марии», где фрагменты интерьера были вынесены на безличные кубы-постаменты среди уличной суеты, оценил бы и Фриш. И обеим постановкам созвучны декорации к спектаклю по прозе Зощенко – с их условностью и одновременно узнаваемостью фона, с перевязанной крест-накрест старой мебелью и книжками, с контрастом внешнего мира и «внутреннего», интерьерного... Неудивительно, что театральный эскиз в творчестве Токарева выглядит одновременно фрагментом постановки и частью интеллектуального проекта, который в принципе не может быть завершён...
Рядом с этими суровыми, почти «экзистенциальными» работами, где можно обнаружить отсылку к опыту Магритта, эскизы декораций и костюмов к «Снежной королеве» впечатляют яркой праздничностью фантазии, остроумием деталей (вроде роскошной и важной Мыши с генеральской лентой через плечо), радостной атмосферой сказочных чудес... Эта праздничная атмосфера живёт и в его иллюстрациях к сказкам, открывая читателям мир просторный, яркий и гармоничный. Эти два полюса творчества у Токарева, кажется, связаны неразрывно. И потому эта первая посмертная выставка художника оставляет, как ни странно, ощущение радости и надежды. 

Ж.В.

Эскизы к спектаклю «Снежная королева». 1993 год

Фёдор ЕВГЕНЬЕВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS