Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Незахудалый род

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

И.А. Бондарский. Щепкины. История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях. – М.: Библиотека Малого театра, 2010. – 392 с.: ил. – 1000 экз.

Знаменитые династии, являющиеся для каждой профессии, а в особенности для цехов творческих своего рода корневой системой, залогом и «механизмом» передачи традиций, почти не становятся у нас предметами серьёзных исследований. Так что выход данной книги можно смело считать событием.

А уж для российского театра и театра Малого (собственно, и издавшего этот том, пополнивший «Библиотеку» прославленного сценического Дома) случилось и вовсе событие вдвойне. Ибо главным героем книги, к которому «сходятся» все «нити» повествования, оказывается не кто иной, как сам Михайло Семёнович Щепкин. Великий артист. Один из кумиров нескольких поколений московской публики. Человек исключительной судьбы. Родоначальник русской реалистической школы игры. Знаковая фигура в летописи отечественного искусства вообще. Имя его носит Высшее театральное училище при Малом театре и центральное фойе основного театрального здания, которое недаром по праву считается не только «Домом Островского», но и «Домом Щепкина».

Словом, «Щепкин – наше всё», –  заметил на презентации книги Юрий Соломин, художественный руководитель Малого и автор предисловия к исследовательскому труду Игоря Бондарского.

Труду солидному, скрупулёзному, снабжённому подробными приложениями, к которому так и тянет добавить эпитет «подвижнический». Ведь Бондарский не искусствовед-гуманитарий, а инженер-радиофизик, кандидат технических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, гражданский профессор Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. И за перо Игорь Алексеевич наверняка взялся не из одного лишь любопытства (которое, вероятно, тоже присутствовало). А, что называется, по зову сердца. Всё-таки Бондарский –  прямой потомок Щепкина, приходящийся Михаилу Семёновичу праправнуком.

Подобное обстоятельство окрашивает повествование в тёплые, проникновенные тона, которые, как правило, возникают именно тогда, когда речь идёт о близких людях. И интонации этой не мешает доминировать на страницах книги даже чисто научная структура её текста, изобилующего найденными в различных столичных и провинциальных архивах документами, письмами, таблицами, объясняющими родственные связи между членами огромного клана Щепкиных. А среди его многочисленных представителей, как мы узнаем благодаря Игорю Бондарскому, были врачи и сёстры милосердия, педагоги, военные и учёные…

Естественно, не обошлось и без служителей Мельпомены. Конечно, до высот Михаила Семёновича Щепкина никому из его потомков подняться не удалось. Но о некоторых из них наверняка знают и те, кто совсем не связан с культурой.

Скажем, о Татьяне Льво­вне Щепкиной-Куперник, в начале своей творческой биографии игравшей на сцене, а впоследствии добившейся успехов на поэтической ниве и ставшей одним из лучших переводчиков классических пьес В. Шекспира, Э. Ростана, М. Метерлинка, Лопе де Вега. Или – о её сестре, Александре Львовне, актрисе, выходившей на подмостки Москвы и Петербурга, в том числе Малого и Александринского театров. Жизни и профессиональной деятельности Александры Щепкиной-Куперник посвящён отдельный раздел книги Игоря Бондарского, поставившего перед собой задачу и восстановить «связь времён», дав нам возможность совершить путешествие в далёкие от современности эпохи, и попытаться при помощи точных фактов показать своих предков, прежде всего с человеческой стороны. А также – помочь читателям проникнуться особой атмосферой, царившей в щепкинской семье, в которой привечали всех, кто нуждался в участии, где «каждый – свой или чужой, знаменитый или безвестный –  находил радость общения, поддержку и сердечность». Думается, что всё это Бондарскому удалось.

Майя  ФОЛКИНШТЕЙН

Обсудить в группе Telegram

Майя Фолкинштейн

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS