Щепкины. История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях. – М.: Библиотека Малого театра, 2010. – 392 с.: ил. – 1000 экз.
Знаменитые династии, являющиеся для каждой профессии, а в особенности для цехов творческих своего рода корневой системой, залогом и «механизмом» передачи традиций, почти не становятся у нас предметами серьёзных исследований. Так что выход данной книги можно смело считать событием.
А уж для российского театра и театра Малого (собственно, и издавшего этот том, пополнивший «Библиотеку» прославленного сценического Дома) случилось и вовсе событие вдвойне. Ибо главным героем книги, к которому «сходятся» все «нити» повествования, оказывается не кто иной, как сам Михайло Семёнович Щепкин. Великий артист. Один из кумиров нескольких поколений московской публики. Человек исключительной судьбы. Родоначальник русской реалистической школы игры. Знаковая фигура в летописи отечественного искусства вообще. Имя его носит Высшее театральное училище при Малом театре и центральное фойе основного театрального здания, которое недаром по праву считается не только «Домом Островского», но и «Домом Щепкина».
Словом, «Щепкин – наше всё», – заметил на презентации книги Юрий Соломин, художественный руководитель Малого и автор предисловия к исследовательскому труду Игоря Бондарского.
Труду солидному, скрупулёзному, снабжённому подробными приложениями, к которому так и тянет добавить эпитет «подвижнический». Ведь Бондарский не искусствовед-гуманитарий, а инженер-радиофизик, кандидат технических наук, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, гражданский профессор Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. И за перо Игорь Алексеевич наверняка взялся не из одного лишь любопытства (которое, вероятно, тоже присутствовало). А, что называется, по зову сердца. Всё-таки Бондарский – прямой потомок Щепкина, приходящийся Михаилу Семёновичу праправнуком.
Подобное обстоятельство окрашивает повествование в тёплые, проникновенные тона, которые, как правило, возникают именно тогда, когда речь идёт о близких людях. И интонации этой не мешает доминировать на страницах книги даже чисто научная структура её текста, изобилующего найденными в различных столичных и провинциальных архивах документами, письмами, таблицами, объясняющими родственные связи между членами огромного клана Щепкиных. А среди его многочисленных представителей, как мы узнаем благодаря Игорю Бондарскому, были врачи и сёстры милосердия, педагоги, военные и учёные…
Естественно, не обошлось и без служителей Мельпомены. Конечно, до высот Михаила Семёновича Щепкина никому из его потомков подняться не удалось. Но о некоторых из них наверняка знают и те, кто совсем не связан с культурой.
Скажем, о Татьяне Львовне Щепкиной-Куперник, в начале своей творческой биографии игравшей на сцене, а впоследствии добившейся успехов на поэтической ниве и ставшей одним из лучших переводчиков классических пьес В. Шекспира, Э. Ростана, М. Метерлинка, Лопе де Вега. Или – о её сестре, Александре Львовне, актрисе, выходившей на подмостки Москвы и Петербурга, в том числе Малого и Александринского театров. Жизни и профессиональной деятельности Александры Щепкиной-Куперник посвящён отдельный раздел книги Игоря Бондарского, поставившего перед собой задачу и восстановить «связь времён», дав нам возможность совершить путешествие в далёкие от современности эпохи, и попытаться при помощи точных фактов показать своих предков, прежде всего с человеческой стороны. А также – помочь читателям проникнуться особой атмосферой, царившей в щепкинской семье, в которой привечали всех, кто нуждался в участии, где «каждый – свой или чужой, знаменитый или безвестный – находил радость общения, поддержку и сердечность». Думается, что всё это Бондарскому удалось.