Марина Романкова, Леонид Романков, Любовь Мясникова. Прямая речь. Письма блокадного времени. – СПб.: Геликон Плюс, 2019. – 146.
Авторы этого издания – представители большой семьи интеллигентов-учёных Давиденковых – Романковых (а теперь ещё и Савченко), проживающей с 1921 года в самом центре Петербурга, в старинном доме по ул. Чайковского. Восемь человек из этой семьи, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, пережили все 800 дней блокады. Старшая сестра и двое младших детей-близнецов (ныне все трое – известные учёные) написали и издали на собственные средства эту книгу – для своих детей, внуков и друзей. Её тираж – несколько десятков экземпляров.
Значительную её часть составляют подлинные письма военного времени. Пересказать их содержание невозможно, да и не нужно – их надо читать. Несмотря на то что члены семьи, как и все жители, переносили и холод, и голод, страдали от дистрофии, они продолжали жить по привычному для них укладу даже в самый тяжёлый период блокады – зимой 1942 года.
Все взрослые по-прежнему трудились, воспитывали детей, чётко разделив между собой обязанности (магазин – вода – дрова, уборка, прогулки и занятия с малышами и др.), сохраняли даже обычный трёхразовый режим питания (каким бы скудным ни был рацион), читали книги и писали письма, а ещё – помогали другим. И этот каждодневный героизм помог выстоять и сохранить жизни всех членов семьи, остаться настоящими людьми и внести весомый вклад в дело обороны родного города.
Н.Н. Давиденков в начале войны дал научное обоснование идеи заклеивания окон полосками газетной бумаги. В первую блокадную зиму он написал монографию «Некоторые проблемы механики материалов», которую издал в 1942 г. в Ленинграде. В 1943 г. он получил Сталинскую премию – его академический паёк делился по крохам на всех членов семьи. Вдвоём с внучкой они обычно ходили за хлебом, выстаивая долгие очереди на морозе. Летом 1942 года Давиденков с женой в последней стадии истощения были по решению Академии наук эвакуированы в Москву на самолёте.
П.Г. Романков всю блокаду ежедневно ходил пешком на работу в институт (5 км!), установил причину аварии аэростатов воздушного заграждения и помог прямо на производстве её устранить. Вместе с сотрудниками своей кафедры он разработал технологию извлечения питательных веществ из сои (соевое молоко и шрот, спасшие жизнь ленинградским детям и взрослым) и внедрил её в производство, а также нашёл метод сушки плазмы крови, остро необходимой для лечения раненых на фронте и больных в городе.
Ида Андреева