Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Незамороченный экран

01 января 2007

СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ

Любой разумный человек сегодня понимает, что события, показанные на телеэкране, режиссируются в определённой последовательности. Нет, не сами события управляются, а их показ, дозировка и интерпретация. И это давно уже не открытие, включая весь мир. Однако так ли безысходно современное телевещание, возможны ли иные варианты его развития?
Ответ – да!

Насладимся выборами
Уже не за горами 4 декабря. Всякие предвыборные кампании у нас есть удачная возможность для зрителей поласкать свой слух радостными обещаниями и удобоваримыми словосочетаниями, вроде «всеобщее счастье», «решение всех проблем», «обустройство жизни», «всё – для человека». Такие заявления в больших дозах хоть порой и раздражают, но всё-таки привносят в нашу жизнь какие-то позитивные нотки, ощущение того, что о лучшем будущем думают и мечтают не только отдельно взятые философы или мы сами с соседями и родственниками, но также и некоторые лидеры и объединения граждан.

Телевидение тут впереди всех, ибо давно замечено, что без него предвыборка происходить не может, телевизор – главный источник выплеска обещаний и предложений, а также воздействия на аудиторию, включая манипуляции сознанием. Когда-то мне довелось пройти стажировку в США в числе шести отобранных телеведущих из России, главная тема звучала так: «Television Election Coverage» (освещение выборов на телевидении). Насмотревшись вариантов выборов разных уровней в различных городах – от Вашингтона и Нью-Йорка до Милуоки и Чикаго, посетив штаб-квартиры республиканцев и демократов, Белый дом и Капитолий, а также офисы всех ведущих телекомпаний страны, мы увидели и осознали главное: процесс показа баталий и споров является в итоге лишь особым видом телеискусства и мастерства. Теперь это не открытие. Но замечу кое-что. Без умения «делать это» или этим процессом управлять вы не получите «законченного» представления о том, что ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ. А именно такое ощущение должно возникнуть у зрителя в итоге кампании. Не важно – каков результат данных выборов, а важно всеобщее ощущение послевкусия: дело сделано, и ничего уже не изменить.

Зритель должен осознать, что всё делается для того, чтобы сохранять стабильность в обществе и поступательное движение вперёд. При этом телевидение на самом деле вполне готово показывать такую предвыборку, которая побуждала бы к созданию свежих идей или появлению новых людей на телеэкране. Почему же ТВ не делает этого? Возвращаемся к уже сказанному: в экранном мире важна стабильность, а не реалии битвы за власть. Потому управляемое телевидение и не намеревается показывать новое на выборах. При этом важны видимость равноправия, одинаковость распределения эфирного времени, раскадрированные дебаты, управляемые заявления, юридически выверенные цитаты, проверенные годами лица… Упаси Бог, если проскочит что-то из ряда вон, ведь оно мешает «конструктивному результату». Спектакль должен пройти по режиссёрскому сценарию. Экспромты возможны, но в рамках сцены. Играть роль «в ударе» предполагается, но без истерик.

«Электронизация» выборов и использование Интернета для самого процесса голосования в конечном итоге приведут к тому, что телезритель-голосующий фактически не станет отрывать своё сидячее место от кресла, дабы сыграть положенную ему роль «нажимающего на кнопку». Впрочем, о возможностях нажать на эту кнопку за зрителя говорили уже достаточно. Выборы медленно и верно превращаются в реалити-шоу, но без прямого эфира, иногда преображаются в прямой эфир, но без прямой и правдивой речи. А ещё вернее – в спектакль без сцены и самого театра…

И что теперь делать? Это уже конец демократии? Возникает опасность застоя или других жизненных «пужалок»?
Не совсем так. И вот почему.

Свой телеканал – легко и просто
Сегодня у каждого творчески активного человека есть возможность проявить себя во всей полноте и показать, на что он способен. Любой может создать собственный телеканал с вещанием в Интернете. Что для этого нужно? Давайте перечислим и посчитаем.

1. Видеокамера плюс хорошая карта памяти.
2. Угол в комнате в виде студии – любой.
3. Задник, которого может и не быть, а вместо него сгодятся книжные полки, картины на стенах или плазменный телевизор.
4. Несколько ламп для освещения, причём они могут быть энергосберегающими.
5. Микрофон (лучше – беспроводной).
6. Ноутбук с достаточной скоростью процессора и мощной оперативной памятью.

7. Программа для видеомонтажа (нынче их множество).

Всё! Сколько это может стоить? От 20 до 60 тысяч рублей. А можно и ещё дешевле. Конечно, к этому надо прибавить умение всем этим пользоваться и управлять. Но опыт – дело наживное.

Итак, можно приступать к созданию видеопродукта и телевещанию. Особенно если вы сами не боитесь работать «на камеру». Главное – не бояться «общепризнанных истин», которые легко преодолеть. Ведь говорят так: чтобы работать на телевидении, а особенно выступать в эфире, нужно иметь симпатичную внешность и хорошую речь. Иногда даже добавляют – приятное лицо и голос. Но время опровергает эти «хрестоматийные установки». Наиболее популярными и рейтинговыми теперь становятся телепрограммы, которые ведут люди со странными физиономиями, порой искажёнными лицами, нестандартными одеждами. Речь их иногда отрывиста и неудобоварима. Но их смотрят миллионы!

В чём дело? Телевидение перестаёт быть образцом, идеалом, примером?

Увы – это так и не так. Телевидением правит рейтинг. А для него – правила не писаны. Этикет становится пережитком прошлого. Важно поразить воображение. Эпоха постмодерна ниспровергает богов, и её вольные или невольные представители относятся ко всему с иронией. Происходит осмеивание серьёзности, реальность воспринимается как упрощённая сущность. Поэтому именно телевидение создаёт людей-трансформеров, а также перевёрнутые с ног на голову идеи и картинки.

Надо ли идти вослед за таким телевидением, как это в роли покорных рабов делают некоторые современные тележурналисты? Нужно ли потакать невысоким потребностям масс, уходить от глубины в попсу или в низкопробный мир дешёвых развлечений? Думается, что как в громадной армии нынешних работников телевидения, так и в домашнем ТВ могут и должны быть те, кто сумеет сдержать напор и натиск пошлости и пустоты. Надо сказать, что даже один такой человек в эфире – это уже большая сила. Ибо пришли времена и на ТВ, когда один – воин. Он может сам создать независимый телеканал и свободно выйти вперёд на фоне ничтожных и слабых потуг на популярность в так называемой профессиональной среде.

Именно таких побед я желаю всем, кто будет иметь смелость сделать что-то своё, стоящее. Верится, что разнообразная тележурналистика XXI века приведёт к победе души и разума, культуры и образования.

Иногда верится с трудом… Но как же без надежды?

Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Константин Ковалёв

Константин Петрович Ковалёв (Константин Ковалёв... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS