Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Нежные звуки грома

01 января 2007

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ

Лев ПИРОГОВ

Есть в фантастической литературе такой увлекательный жанр: «альтернативная история». Взять, например, рассказ Рея Брэдбери «И грянул гром». Некий путешественник отправляется в далёкое-далёкое прошлое и случайно убивает там бабочку. Возвращается – а дома всё не так. И вывески не такие. И президент не тот. И жить неохота. Убийство бабочки изменило картину мира. 

Путешествовать по «альтернативным мирам» крайне занятно. Что было б, если бы Тверской князь Михаил перехватил у изнемогшего на Куликовом поле Дмитрия Донского первенство? Скорее всего, ничего особенного. Орда всё равно бы распалась, иго сгинуло, а Русь поднялась бы, как то положено молодому и богатому людьми государству. И висела бы в столичном музее картина художника Поленова под названием «Тверской дворик». Пустырь, выгоревшие на солнце макушки, церковка. Тверичи смотрели бы на неё и вздыхали: куда всё делось? 

А на Боровицком холме, представьте, росли бы сосны. И гуляли бы под ними мамы с колясками. Неглинка, так и не закопанная под землю, по-прежнему струила бы свои грязноватые, но всё же не канализационные воды в Москву, к которой никому бы в голову не пришло добавлять «река», и так понятно. Город Воронеж стоит на реке Воронеж, а город Москва стоит на реке Москве. Славится щелястыми заборами, душистыми пирогами, зарослями лопухов вдоль щелястых заборов и бетонным зданием районной администрации. Приятно прогуляться по такой альтернативной Москве, зная, как оно всё случилось «на самом деле». 

А попробуем представить себе альтернативную историю русской литературы. Это просто: входишь в школьный альтернативный класс и смотришь на альтернативные стены. Кто на портретах? У нас ведь как было: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Мольера лик, фламандский ус Флобера... Горький покрупнее, фанерный Есенин с трубкой чуть на отшибе, ближе к уголку цветовода. Всё не случайно. Всё, что называется, «отражает».
А что отражает-то?
Степень таланта этих немногих избранных? Народную любовь к ним? Политическую конъюнктуру? Почему эти, а не другие? Чтобы не сломать голову, скажем просто: официальная история русской литературы в том виде, к которому мы привыкли, отражает школьную программу. И университетский курс. 

Если бы не система образования с её насильным вдалбливанием в головы Белинского и Гоголя вместо «милорда глупого», история литературы выглядела бы совсем по-другому. Если бы эту историю не назначали сверху, а избирали демократично, висеть бы тогда в школьных классах Сенковскому да Крестовскому, Арцыбашеву да Боборыкину. Волеизъявление народа – дело тонкое. 

Вот взять такой документ. Называется…
Непонятно, как называется, но, в общем, каждый год Российская книжная палата подсчитывает тиражи распроданных книг. В минувшем году лидерами в борьбе за народную любовь (а значит, и память) стали следующие авторы: 1) Донцова; 2) Устинова;
3) Шилова; 4) Маринина: 5) Полякова; 6) Акунин;
7) Бушков.
Ни в «десятке», ни в «двадцатке» не найдём ни одного лауреата премий, ни «тех», ни «этих». Ни Улицкой, ни Галактионовой. Ни Быкова, ни Екимова. Ни Прилепина, ни Глуховского – никого из тех, «о ком говорят». 

Отмотаем ещё на год назад – картина та же:
1) Донцова; 2) Устинова; 3) Шилова; 4) Акунин; 5) Маринина; 6) Полякова; 7) Семёнова.
Ещё на год назад: 1) Донцова; 2) Устинова; 3) Полякова; 4) Маринина; 5) Куликова; 6) Шилова: 7) Акунин.
Однако тенденция.
Опираясь на которую, вполне можно заказывать портреты для украшения школьных классов недалёкого будущего.
Ведь экзамен-то по литературе высокие чиновники отменили.
Не моего крошечного ума дело гадать зачем. Может, он препятствовал вхождению РФ в братскую семью просвещённых европейских народов (ведь классика-то у нас экстремистская, в особенности Гоголь и Достоевский), а может, экзамен по литературе отвлекал будущего менеджера и нефтедобытчика от приобретения необходимых профессиональных навыков. На то они и высокие чиновники, чтоб мыслить стратегически, перспективно, извилинами даль проколупывая. Они обо всех заботятся, а мы только о себе, о своей лягушачьей кочке. 

И вот какая с кочкиной высоты вырисовывается картина. Когда-то, во времена Боборыкина, необходимыми составными частями образовательного минимума считались умения рисовать, музицировать, фехтовать и скакать на лошади. Смешно вспомнить, не правда ли? Как уродливые рудименты того времени, в школьной программе до сих пор присутствуют «пение», «рисование» и «физкультура». Держат их там из жалости – «для анекдотов». Как люди относятся к учебным дисциплинам, которые не надо сдавать? Плюют на них. И правильно делают: указ был. Но проблемы образования оставим газете «Первое сентября». А вот литературе-то что с этого? Как она изменится от того, что кто-то где-то «раздавил бабочку»? 

С литературой, думается, всё будет так, как уже теперь обстоит с изобразительным искусством и музыкой. Кто у нас главные художники нынче? Во-первых, Шилов. Во-вторых, Церетели. В третьих, Олег Кулик. А главные музыканты? Игорь Крутой – у него «растяжка пианиста» – во, я сам в журнале «Семь дней» видел! 

Остальные художники и музыканты существуют где-то в резервациях. Если их история и пишется кем-то, то исключительно для внутреннего употребления. Сколько резерваций по интересам, столько историй. А единой – национальной – нет. 

Впрочем, с точки зрения исторического материализма дело не в бабочке и не в отменённом экзамене. Дело в «закономерных процессах». Была бы Русь Тверской или Московской – от этого зависело бы лишь название картины Поленова, но не сама картина. И логичнее всего было бы представить себе такой «альтернативистский» сюжет. Некая злонамеренная организация отправляет в прошлое специального киллера, чтобы извести под корень литературу. Киллер последовательно убивает Пушкина, Мильтона, Гомера и Баратынского. Потом возвращается в российский 2008 год, покупает в супермаркете соевый йогурт (они же вегетарианцы все), поливает любимый кактус на подоконнике, включает радио, Интернет, телевизор… и ничего.
Всё, как и было, по-прежнему. И президент. И йогурт. И вывески.
Злонамеренная организация в бешенстве – за такую работу деньги обратно!..
А кто же ей виноват-то? Меньше фантастики читать надо было.

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS