Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Нежный серийный убийца

01 января 2007

Лучше бы их не было. Этих пяти дней, проведённых в обществе самых прекрасных и утончённых дам, юношей с телами натурщиков Праксителя. Рядом с умными и обаятельными «сёстрами по оружию».

Это не проходит бесследно. Находясь в полушаге от Воплощённой Красоты, падаешь, ибо она – увы! – идеал и – увы! – как всегда, недостижима.
Но нужно вставать. Вставать и бесстрастно оценивать: а что же это было? Воспаряя иногда, но не очень: мы созданы из более грубой материи, чем героини наших снов. На нас закон всемирного тяготения действует без исключения.

Что скажем?

Олимпийские богини ступили на грешную землю, чуть касаясь её пуантами, проплыли мимо смертных, шелестя тюниками, и вернулись в Питер. Программа балета Мариинского театра – вот как называлось это явление полубесплотных сил народу.

В программу Московского Пасхального фестиваля балет был включён впервые. Закономерно открыла эту (надеемся, молим Гергиева, что это не разовая акция!) эпоху Мариинка. Лучший, по мнению многих, балет России. Кто станет оспаривать – воли не лишаем, но…

Скажите, как можно втиснуть в скудный лексикон человеческой речи такое явление, как Ульяна Лопаткина? Из-за таких женщин сходят с ума монархи, развязываются войны, в которых бароны и графы гибнут без счёта. Её имя пишут на флагах странствующие рыцари как раз под лозунгом «Вы или смерть!». Доведись расспросить Гомера попристрастнее, убеждён, он признался бы, что Елену Троянскую звали Ульяна Лопаткина.

Божественна и совершенна! Она, как солнце, равно одаривает всех. Как на солнце, на неё больно смотреть. Священный ужас, если кто понимает, что это такое, охватывает от созерцания её танца. Не удивлюсь, если кому-то Ульяна показалась лишённой теплоты. Мы, люди, несовершенны. «Если вы не испытываете желания преступить хоть одну из десяти заповедей, значит, с вами что-то не так», – сказал Честертон. Классик, будучи ревностным католиком, прав. Если балерина не нарушает ни одну из заповедей классического танца, а главное – и не хочет их нарушать, то «человеческое, слишком человеческое» (Ницше) побеждает в нас. Мы забываем, что совершенство имеет единственную форму, тогда как видов несовершенства великое множество (Козьма Прутков). Ищем что сказать, не находим. Забывая при этом, что о богине возможно говорить исключительно в терминах апофатического богословия.

Итак, первый день был отдан Ульяне Лопаткиной в образе Одетты-Одиллии.

Забегая вперёд, скажем, что и завершала программу «балетной пасхалии» Ульяна в Ballet Imperial Баланчина.

Рамки, заданные ею, оказались столь строги и изысканны, что вмещающееся в них не имело права не быть простым, возвышенным и безупречным одновременно.

«Танцуют все!» – вовсе не возглас пьяного тамады на третьеразрядном банкете. Это – предельно точная оценка состояния Мариинского балета.

Примеров хотите? «Их есть у меня».

Не повезло многим, и мне в том числе, увидеть «Драгоценности» Баланчина в 2000 году. Премьеру Мариинка давала с Жанной Аюповой, Дианой Вишневой и Ульяной Лопаткиной в главных партиях. Потому лишь немногие могут сравнить нынешних исполнительниц с прежними. Я не из числа счастливчиков, но зато надо мною не висит проклятие дежавю. Одно имя мне, человеку неспециальному, однако, запомнится. По «Бриллиантам». Это – Алина Сомова, потрясшая, правда, ещё в «Дон Кихоте», где исполнила (блистательно, господа!) совсем не главную роль, появившись во втором акте в роли повелительницы сообразных спектаклю нимф.
Были приятные встречи с танцовщицами, согревшими сердце ещё на «Золотой Маске». Как добрую знакомую приветствовал я Олесю Новикову в роли Китри, бережно храня образ её Ундины из второго состава исполнителей милой поделки Пьера Лакота. И – особенно – из «внемасочного» номера балета «Новые имена» – «В сторону лебедя». Из этого же состава «Ундины», да ещё из «Мещанина во дворянстве» («Новые имена») запомнилась Екатерина Кондаурова, потрясшая затем, уже Пасхальным, в шедевре Форсайта «В середине что-то подвешенное», балетом, почти столь же классическим, сколь и традиционно «нержавеющее» хореографическое наследие Петипа. Один упрёк: не стоило искажать название номера, конкретизируя абстрактный танец per se в «Там, где висят золотые вишни». Впрочем… может, эта намеренная неясность Форсайта и есть начало формулы, согласно которой Нечто переходит в Ничто, из которого рождается впоследствии всё сущее. Многообразное в своих проявлениях. Может, и в форме вишен…

«Лебединое», «Дон Кихот», балеты Баланчина и Форсайта – спектр интересов Мариинки довольно широк, чтобы быть представительным, и достаточно узок, чтобы не распрощаться со вкусом. Не «что попало», а «что надо» берёт театр для отливки себя в ограниченность адекватных себе форм. И если танец – единственно достойное воплощение жизни, то и «внешность» его должна быть наилучшей. Долой человечество – мир и для балета слишком тесен!

А потому – умрём с отъездом Мариинки. Ибо жить после этих пяти дней невозможно. Но без них было бы просто незачем…

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS