Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 августа 2019 г.
Литература Библиосфера

Нежный шелест и резкий выстрел

07 августа 2019

Алла Поспелова. Цветы и песни: сборник стихо­творений. Серия «Срез». Кн. 7. Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт», 2018. – 76 с.: ил.

 

Книга Аллы Поспеловой начинается с короткого авторского предисловия. В нём говорится, что жители «средневековой Месоамерики» вели так называемые цветочные войны. Убивали друг друга, чтобы приносить в жертву богам песни и цветы. Так с самого начала задаётся основной конфликт, вокруг которого закатывали глаза к потолку поэты и художники-модернисты, – столкновение природной красоты и социально обусловленной личной жестокости. («Ах ты, Катя, моя Катя…», «Все мы немножко лошади», «Я и корова», «Герника»…)

Да ладно бы ХХ век! Уже Уайльд, Ницше, Рембо, Бодлер, кажется, затёрли эту тему до дыр, сделав её пародией на саму себя. Тэффи, Саша Чёрный и Алексей Толстой жестоко высмеивали всё это в своих незабвенных текстах. Алла Поспелова странным образом оживила предмет для разговора, поместив типично новоевропейский вопрос в Средние века, да ещё в Месоамерику, то есть сделав её вневременной и глобальной, а не частным казусом неоромантика, декадента или революционера.

Но книга, разумеется, о любви. Правда… о любви весьма специфической лирической героини. Даже не понимаешь, с какой стороны описанного противостояния она выдыхает стихи – со стороны цветов и песен или, напротив, со стороны доспехов и мечей. Самая первая характеристика, которую можно дать предложенному образу поэтической речи, – холодноватый, сдержанный гнев и твёрдая риторика. Почитайте стихи в начале книги – эту интонацию запечатанного огня невозможно пропустить.

Яркая черта поэзии Поспеловой – чёткая стилевая маркировка искренности/неискренности. Поэта раздражает ложь и фальшь мира (и, конечно, сердечных отношений в нём), и пусть нас не смущает якобы лирический настрой и обилие оттенков любовной речи. Обман и равнодушие рисующегося «милого» героиня мгновенно распознаёт и обозначает в речи колко и остро. Вот её раздражает каждый звук, как «тугая резинка на плавках». Вот и в другом стихотворении тротуары «остаются импотентами», а на жаре женщина отменяет лишнюю «сбрую» (т.е. одежду и бельё)… Чересчур умная или чересчур «выпендрёжная» речь возлюбленного сравнивается с тяжёлыми цепями. И так дальше – преодоление этой реальной физической тяжести и витальности составляет своеобразный крест поэта («Крест» – так называлась первая книга А. Поспеловой). И даже стихи (стихи!) она ловит в одном из лучших своих стихотворений не «на кончик» (так было бы слишком легковесно), но «на корень языка», что невольно напоминает о рвотном рефлексе…

Однако когда речь заходит об истинной любви, любви без кавычек, вся эта сниженная и нарочито дискомфортная брутальная лексика сразу же уходит – в стихах появляются облака, радуга, сказочные и мифологические аллюзии, воздух и ветер. Появляется непосредственность и детскость. Причём это происходит, даже если стихи – о несчастной любви.

 

Вода в ладонях опрометчиво сладка,

Я пью из рук твоих, как дети пьют из блюдца,

И на песок каскады радуг льются,

Дождь самоцветов к нашим падает ногам.

День – как цветок на хрупком стебельке

В расплавленном медово-гулком зное,

Люблю тебя и остаюсь с тобою…

Пока

все облака

в твоей руке.

 

Кого же напоминает нам эта женщина с серьёзным, пронизывающим, но при этом тёплым, хотя и несколько назидательным взглядом, парадоксальным образом, с одной стороны, стильная и изящная, а с другой – сильная и волевая? Да, склонная к некоторой театральности в манерах, апеллирующая к сложной, и сниженной, и высокой, в чём-то витальной, а в чём-то, наоборот, математически абстрактной, софистической лексике? Она очень похожа по характеру на какую-то случайно залетевшую к нам хтоническую богиню, на этакую влюблённую (!) Мери Поппинс (только не из кино, а, конечно, из книги, и не в синем, а, несомненно, в кроваво-красном платье – в этом разница), переменчивую, самостоятельную, строгую, но при этом всерьёз любящую своего мужчину, детей, «зверьё» и… подлинность.

Изысканное оформление серии «Срез» в данном случае очень кстати. Благодаря ему обнажённый артистизм ранней Аллы Поспеловой из «Креста» приоделся в аристократическую тогу. Но аристократизм этот какой-то странный. Социальные проблемы, вся эта, прости Господи, гражданская лирика, Н.А. Некрасов и компания – лишь повод увидеть лицом к лицу тех, кому нужна помощь. В этом смысле наиболее интересен цикл «Бараки», в котором столкновение с неблагополучными людьми (цикл был задуман и частично воплощён в Дегтярске, небольшом городке Свердловской области, в котором бараки – неотъемлемая часть фона) заканчивается взыванием к «сварливой совести».

 

У этих людей не бывает счастливого завтра,

сегодня бессмысленно,

да и вчера бестолково,

они откровенны внезапно

и злобны внезапно,

наивны, хрупки, беззащитны

и падки на слово…

Я их не люблю

и, наверно, почти не жалею,

и знаю наверно, что каждый сам выбрал дорогу…

Я просто пока до конца заглушить не умею

сварливую совесть,

что судит меня слишком строго.

 

А так всё хорошо. Любимый мужчина рядом, тот, который способен выдержать этот взгляд, эту речь. Дети и домашние животные, воздух, пространство во всех трёх направлениях, время во всех трёх измерениях насыщают жизнь и поэзию Аллы Поспеловой по-настоящему космической энергией во всех многообразных смыслах этих древнегреческих слов. Это любовь-развитие, любовь-бесконечность. В итоге она физически не может писать стихи о смерти или возрасте, потому что и возраста у такой любви нет, и по большому счёту смерть – только повод, чтобы любить ещё крепче. Ну что тут поделаешь?!

Георгий Цеплаков

 

Тэги: Алла Поспелова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Культуртрегерская ноша

    01.06.2022
  • В Москве прозвучат «СТиХИ»

    01.06.2021
  • Кубок издательства «СТиХИ» вручен!

    20.09.2020
  • Шорт-лист Кубка издательства «СТиХИ»

    17.08.2020
  • Когда тебе захочется тепла?

    25.03.2020
  • Культуртрегерская ноша

    24 голосов
  • Шорт-лист Кубка издательства «СТиХИ»

    17 голосов
  • Когда тебе захочется тепла?

    17 голосов
  • Кубок издательства «СТиХИ» вручен!

    11 голосов
  • В Москве прозвучат «СТиХИ»

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS