Хужеет любимая очень многими программа «Романтика романса». Начинали её, напомним, мастер жанра Леонид Серебренников и знаменитый, самой ЮНЕСКО отмеченный коллекционер грамзаписей Валерий Сафошкин. Программа сразу же завоевала множество преданных поклонников (слово «фанаты» в данном случае неуместно). Отцы-основатели сразу же взяли верный тон: создали камерную, почти домашнюю атмосферу передач. И для русского романса это оказалось наиболее подходящим. Но это лишь одна половина дела. Серебренников и Сафошкин постоянно удивляли и радовали зрителей новыми, неведомыми широкой публике исполнителями, которых они находили по всей стране.
После безвременной кончины Валерия Дмитриевича Сафошкина программу стал вести популярнейший и талантливейший исполнитель романсов Олег Погудин. Вёл хорошо, но что-то, на мой взгляд, было утрачено – наверное, прежде всего непринуждённый, дуэтный стиль прежней передачи. А потом бразды правления были переданы блистательной оперной певице Любови Казарновской. Не в укор ей скажу – она человек другого, неромансового мира, хотя очень хорошо может выступать в этом жанре. Но – не главное романс для неё, не главное. «При Казарновской» практически прекратился приток на передачу малоизвестных талантов, специализирующихся на романсе, преобладать стали оперные певцы.
Ну а с последней переменой, с приходом знаменитого – и любимого ценителями оперы, мною в том числе, – Святослава Бэлзы, передача вообще оторвалась от своего первоначального замысла. Полагаю, что и название «Романтика романса» (а название – часть бренда, выражаясь по-современному) странно звучит в приложении к нынешнему шоу. Огромный зал, сменивший салонную обстановку прежних передач, ухудшил восприятие программ. Не вяжется со стилем романсов и шикарная красавица Мария Максакова, напарница Бэлзы с непонятными функциями. А главный удар нанесён по чистоте жанра (хотя и раньше случались жанровые «вторжения»).
Сказанное относится и к выбору произведений, и к выбору исполнителей. Не всякая замечательная песня – народная ли, авторская ли – романс. Авторы передачи, видимо, не чувствуют этой разницы. И не понимают они, что не все певцы, выучившие текст и ноты романса, могут его исполнить. Апофеозом непопадания стало появление в программе Александра Ф. Скляра. Вот уж воистину ни романтики, ни романса. Если так дело пойдёт, то Гарика Сукачёва пригласят в Большой театр петь отца Мисаила.
Обидно. А ведь появляются всё новые и новые мастера жанра – и не только в пределах МКАД. Находит же их «Романсиада» под руководством Галины Преображенской. Кстати, не только в России, но и в других странах. Настоящий русский романс любят везде.