Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ни романтики, ни романса

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

Хужеет любимая очень многими программа «Романтика романса». Начинали её, напомним, мастер жанра Леонид Серебренников и знаменитый, самой ЮНЕСКО отмеченный коллекционер грамзаписей Валерий Сафошкин. Программа сразу же завоевала множество преданных поклонников (слово «фанаты» в данном случае неуместно). Отцы-основатели сразу же взяли верный тон: создали камерную, почти домашнюю атмосферу передач. И для русского романса это оказалось наиболее подходящим. Но это лишь одна половина дела. Серебренников и Сафошкин постоянно удивляли и радовали зрителей новыми, неведомыми широкой публике исполнителями, которых они находили по всей стране.

После безвременной кончины Валерия Дмитриевича Сафошкина программу стал вести популярнейший и талантливейший исполнитель романсов Олег Погудин. Вёл хорошо, но что-то, на мой взгляд, было утрачено – наверное, прежде всего непринуждённый, дуэтный стиль прежней передачи. А потом бразды правления были переданы блистательной оперной певице Любови Казарновской. Не в укор ей скажу – она человек другого, неромансового мира, хотя очень хорошо может выступать в этом жанре. Но – не главное романс для неё, не главное. «При Казарновской» практически прекратился приток на передачу малоизвестных талантов, специализирующихся на романсе, преобладать стали оперные певцы.

Ну а с последней переменой, с приходом знаменитого – и любимого ценителями оперы, мною в том числе, – Святослава Бэлзы, передача вообще оторвалась от своего первоначального замысла. Полагаю, что и название «Романтика романса» (а название – часть бренда, выражаясь по-современному) странно звучит в приложении к нынешнему шоу. Огромный зал, сменивший салонную обстановку прежних передач, ухудшил восприятие программ. Не вяжется со стилем романсов и шикарная красавица Мария Максакова, напарница Бэлзы с непонятными функциями. А главный удар нанесён по чистоте жанра (хотя и раньше случались жанровые «вторжения»).

Сказанное относится и к выбору произведений, и к выбору исполнителей. Не всякая замечательная песня – народная ли, авторская ли – романс. Авторы передачи, видимо, не чувствуют этой разницы. И не понимают они, что не все певцы, выучившие текст и ноты романса, могут его исполнить. Апофеозом непопадания стало появление в программе Александра Ф. Скляра. Вот уж воистину ни романтики, ни романса. Если так дело пойдёт, то Гарика Сукачёва пригласят в Большой театр петь отца Мисаила.

Обидно. А ведь появляются всё новые и новые мастера жанра – и не только в пределах МКАД. Находит же их «Романсиада» под руководством Галины Преображенской. Кстати, не только в России, но и в других странах. Настоящий русский романс любят везде.

Юрий БАРАНОВ

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS