В городе Железнодорожный Московской области на базе общественной организации «Центр детей-инвалидов» создан подготовительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обычным детишкам и их родителям трудно понять, насколько радостный и победный смысл приобретает фраза «Первый раз в первый класс!» для семей с особыми детьми. В жизни этих малышей с диагнозами «детский церебральный паралич», «эпилепсия» и «несовершенный остеогенез» не было ни куличиков в песочнице, ни шума-гама детского сада, ни коллективного творчества. По мнению мам особых детей, давно пора разрушить сложившийся стереотип: «Раз не умеет нормально общаться со сверстниками (стесняется, молчит, плачет и т.п.), значит, должен заниматься в специальных учреждениях или дома». А где же тогда, извините, учиться общению и – вообще – жизни? Где получать полноценное, а не ущербное образование? Ведь самостоятельная (родители, увы, не вечны) жизнь потребует совсем других знаний и навыков, нежели те, что прививаются в тепличных условиях детских реабилитационных центров.
В прошлом году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть совместное обучение обычных детей и детей-инвалидов. По словам директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николая Малофеева, подавляющее большинство тех, кто сегодня обучается в специальных школах, может и должно интегрироваться в общеобразовательные учреждения. На их место в спецшколы должны прийти те, кого раньше считали необучаемыми. Слабые же спецшколы вообще должны быть закрыты.
Нельзя сказать, что элементов инклюзии или интеграции (первичной стадии инклюзии) нет в отечественной системе образования. Есть школа № 518 в Москве, в которой недавно побывал президент России Дмитрий Медведев. Есть в самом центре столицы известная «пироговская» школа, в которой также можно встретить школьников-колясочников и детей с интеллектуальной недостаточностью. Средние учебные заведения с милосердными установками есть и в других городах России. Но почему же тогда нашу интеграцию педагоги называют «лоскутным одеялом»? Наверное, потому, что нет чёткого понимания того, как должна работать система в целом:
– как должен осуществляться отбор детей для обучения на дому, в спец- или общеобразовательной школе;
– где должны проходить переподготовку педагоги, в класс которых поступает особый ребёнок;
– как тактично проводить уроки добра для одноклассников ребёнка-инвалида;
– как убеждать в необходимости инклюзии благополучных родителей, которые чаще всего негативно настроены по отношению к «больному» в «нормальном» классе;
– какие образовательные стандарты использовать для оценки знаний детей, с трудом говорящих и не умеющих даже ручку в руках держать;
– как решить финансовые проблемы при создании в школе безбарьерной среды, которая включает в себя: подъёмник для колясочников, поручни по всему периметру учебных помещений, переоборудование туалетов и спортзала, включение в штат помощника педагога, оплату специального микроавтобуса?
Вопросов много, но ответы на них придётся найти в самое ближайшее время. Уже в следующем году Конвенция ООН о правах инвалидов должна обрести статус российского закона, а люди с ограниченными возможностями здоровья получить юридическое право учиться в общем потоке.
Подготовительный класс в Центре детей-инвалидов (ЦДИ) городского округа Железнодорожный начал работать 1 сентября 2009 года. Он был создан для того, чтобы дети-инвалиды могли пройти образовательную и психологическую подготовку к общеобразовательной школе с учётом особенностей их развития.
В помещении площадью 340 кв. м есть все необходимые учебные кабинеты и помещения для дополнительных занятий: логопеда, развития мелкой моторики, компьютерный класс, зал ЛФК, сенсорная комната, массажный кабинет, просторные туалетные комнаты, внутренний двор для прогулок, актовый зал.
В подготовительный класс зачислено 10 детей в возрасте пяти-шести лет. Большая часть подготовишек имеет диагноз «детский церебральный паралич», также в классе будут заниматься дети с диагнозом «эпилепсия» и «несовершенный онтогенез» (врождённая хрупкость костей). Не все ещё приступили к занятиям: кто-то до сих пор отдыхает с родителями, кто-то проходит медицинское обследование. Первого сентября в актовом зале собрались лишь самые нетерпеливые ученики, их родители и педагоги. Последних здесь было едва ли не больше самих детей: дефектолог, логопед, социальный педагог-психолог, арттерапевт и педагог по развитию мелкой моторики.
Им предстоит объединить в одно целое очень разных и по возможностям здоровья, и по возможностям интеллекта малышей. Задача нелёгкая, но ведь давно известно: талантливый наставник имеет дело не с диагнозом или характеристикой, а с Человеком. И в отличие от непривычного ещё слова «инклюзия» эта аксиома стара как мир.
P.S. Москва уже приступила к выполнению обязательств по введению инклюзивного обучения. Законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» обсуждён столичным правительством, подписан мэром и одобрен комиссией Мосгордумы по науке и образованию.
Пока по федеральному законодательству дети с ограниченными возможностями здоровья гарантированно могут получить образование только в специальных коррекционных учреждениях. Когда проект будет принят Мосгордумой и обретёт силу закона, выбирать, где учиться – дистанционно, на дому, в специальном образовательном учреждении или общеобразовательной школе, – смогут родители. Правда, с одной оговоркой – с учётом рекомендаций специальных комиссий, куда войдут психологи, медики и педагоги.
Законопроект предусматривает также создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции, определяет особенности приёма, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений; особенности финансирования школ; меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами.
Безусловно, проект затратный и в условиях кризиса ввести в действие сразу все положения не удастся. Примут закон, скорее всего, уже в этом году, но ряд статей – об обеспечении детей-инвалидов транспортными средствами на период получения образования и о компенсации затрат на самостоятельное обучение ребёнка-инвалида на дому или в негосударственном образовательном учреждении – в полную меру заработает с 1 января 2011 года. С этого же времени лицам с ограниченными возможностями здоровья на период получения ими образования планируется предоставлять средства компьютерной техники, связи и программного обеспечения.
Отдел «Общество»