Тулузская синематека, одна из многих сокровищниц фильмов среди французских киноархивов, имеет свой неоспоримый бренд. Добрых полвека она тесно и плодотворно сотрудничает с Госфильмофондом России. Её основатель и бывший директор Раймонд Борд до последних лет жизни собирал коллекцию советских фильмов. Как оно и полагается настоящему архивисту, делал он это безо всякой шумихи и помпы и какого бы то ни было пиара, дабы в это сугубо архивное дело не вмешались посторонние. Зато уже на рубеже веков именно Тулузская синематека организовала у себя научный симпозиум по сталинскому кино (и издала следом сборник докладов), показав в его рамках – на минуточку! – свыше 60 фильмов эпохи (см. «ЛГ», № 22, 31.V. – 6.VI.2000 г.).
Ныне же в сотрудничестве с Городской чинетекой Болоньи и с Госфильмофондом Тулузская синематека отреставрировала полученную из России копию немого фильма «Папиросница от Моссельпрома», показав её после кинофестивалей в итальянской Болонье и во французской Ля-Рошели в своём архивном кинотеатре в центре Тулузы в сопровождении живой музыки. Ту самую «Папиросницу от Моссельпрома» с молодой Юлией Солнцевой (ещё не соратницей Александра Довженко) и блистательным в своей эксцентрике Игорем Ильинским в постановке Юрия Желябужского, сына Марии Андреевой и едва ли не пасынка Горького. Того самого Желябужского, чьими документальными фильмами о торфоразработках восхитился Ленин, после чего и сказал наркому Луначарскому сакраментальное, мол, «из всех искусств для нас важнейшим является…»
Снятая на киностудии «Межрабпом-Русь», «Папиросница от Моссельпрома» успела запечатлеть Москву 1924 года, до сталинской архитектурной и государственной перестройки, с настоящим храмом Христа Спасителя и ещё без Дома на набережной, да так, что в экранной столице не ощущается ни советской власти, ни нэпа в характерных их проявлениях. Действие раскручивается в жанре лирической комедии с элементами эксцентрики, а сам фильм оказался первой жанровой ласточкой такого рода в истории советского кино.
На премьерном просмотре в Тулузе в качестве живой музыки вместо привычного в таких случаях оркестра выступили двое музыкантов: Давид Лефевр и Шарлота Кастелла. В распоряжении первого из них были гитара, цимбалы и контрабас, его коллега аккомпанировала на фортепиано и виолончели. Когда же по ходу сюжета Давид Лефевр стал перепевать Игоря Ильинского с гитарой, пропев жестокий романс, в его исполнении по-русски, это был нежданный эксцентрический аттракцион, вписавшийся в стилистику фильма.
Сам факт премьеры в Тулузе советского фильма более чем 80-летней давности, и его цифровая реставрация, и музыкальное озвучание под экран привлекли к картине городскую интеллигенцию и студенчество, синефилов и друзей Тулузской синематеки, а также членов регионального городского совета. Дело заключается ещё и в том, что Тулуза является одним из городов – кандидатов на звание культурной столицы Европы в 2013 году. И конкретное сотрудничество с Госфильмофондом России, реставрация советского классического фильма «Папиросница от Моссельпрома» совместно с итальянской городской чинетекой Болоньи обещают придать городу Тулузе дополнительную весомость, нежели акции других французских городов – кандидатов из иных регионов.
Свою лепту в пользу Тулузы мы, госфильмофондовцы, постарались внести.