Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нигде, кроме как в Тулузпроме

01 января 2007

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Тулузская синематека, одна из многих сокровищниц фильмов среди французских киноархивов, имеет свой неоспоримый бренд. Добрых полвека она тесно и плодотворно сотрудничает с Госфильмофондом России. Её основатель и бывший директор Раймонд Борд до последних лет жизни собирал коллекцию советских фильмов. Как оно и полагается настоящему архивисту, делал он это безо всякой шумихи и помпы и какого бы то ни было пиара, дабы в это сугубо архивное дело не вмешались посторонние. Зато уже на рубеже веков именно Тулузская синематека организовала у себя научный симпозиум по сталинскому кино (и издала следом сборник докладов), показав в его рамках – на минуточку! – свыше 60 фильмов эпохи (см. «ЛГ», № 22, 31.V. – 6.VI.2000 г.).
Ныне же в сотрудничестве с Городской чинетекой Болоньи и с Госфильмофондом Тулузская синематека отреставрировала полученную из России копию немого фильма «Папиросница от Моссельпрома», показав её после кинофестивалей в итальянской Болонье и во французской Ля-Рошели в своём архивном кинотеатре в центре Тулузы в сопровождении живой музыки. Ту самую «Папиросницу от Моссельпрома» с молодой Юлией Солнцевой (ещё не соратницей Александра Довженко) и блистательным в своей эксцентрике Игорем Ильинским в постановке Юрия Желябужского, сына Марии Андреевой и едва ли не пасынка Горького. Того самого Желябужского, чьими документальными фильмами о торфоразработках восхитился Ленин, после чего и сказал наркому Луначарскому сакраментальное, мол, «из всех искусств для нас важнейшим является…»
Снятая на киностудии «Межрабпом-Русь», «Папиросница от Моссельпрома» успела запечатлеть Москву 1924 года, до сталинской архитектурной и государственной перестройки, с настоящим храмом Христа Спасителя и ещё без Дома на набережной, да так, что в экранной столице не ощущается ни советской власти, ни нэпа в характерных их проявлениях. Действие раскручивается в жанре лирической комедии с элементами эксцентрики, а сам фильм оказался первой жанровой ласточкой такого рода в истории советского кино.
На премьерном просмотре в Тулузе в качестве живой музыки вместо привычного в таких случаях оркестра выступили двое музыкантов: Давид Лефевр и Шарлота Кастелла. В распоряжении первого из них были гитара, цимбалы и контрабас, его коллега аккомпанировала на фортепиано и виолончели. Когда же по ходу сюжета Давид Лефевр стал перепевать Игоря Ильинского с гитарой, пропев жестокий романс, в его исполнении по-русски, это был нежданный эксцентрический аттракцион, вписавшийся в стилистику фильма.
Сам факт премьеры в Тулузе советского фильма более чем 80-летней давности, и его цифровая реставрация, и музыкальное озвучание под экран привлекли к картине городскую интеллигенцию и студенчество, синефилов и друзей Тулузской синематеки, а также членов регионального городского совета. Дело заключается ещё и в том, что Тулуза является одним из городов – кандидатов на звание культурной столицы Европы в 2013 году. И конкретное сотрудничество с Госфильмофондом России, реставрация советского классического фильма «Папиросница от Моссельпрома» совместно с итальянской городской чинетекой Болоньи обещают придать городу Тулузе дополнительную весомость, нежели акции других французских городов – кандидатов из иных регионов.
Свою лепту в пользу Тулузы мы, госфильмофондовцы, постарались внести. 

Валерий БОСЕНКО

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS