Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 апреля 2017 г.
  4. № 13 (6592) (05.04.2017)
Политика

„Ника“ тридцать лет спустя

05 апреля 2017

Призраки перестройки на митингах и светских мероприятиях

Очень жаль, что канал НТВ показал церемонию вручения премии «Ника» не полностью. Печально, что широкая аудитория так и не узнала, чем дышит столичная творческая интеллигенция, какими проблемами озабочена. Всё-таки свобода высказывания – великая вещь, она безжалостно, во всей полноте раскрывает природу явлений.

Политические заявления актрисы Елены Кореневой о «сотнях политзаключённых» в России, инвективы документалиста Виталия Манского «Мы про...али страну, мы хуже Северной Кореи» гуляют по Сети с пометкой «вырезано цензурой», создавая вокруг события ореол мученичества. Жаль, что публика, сторонящаяся интернета, не узнала, как наши кинематографисты поддерживали митинги, прошедшие под брендом «Навальный». Досадно, народ не осведомлён, что сценарист Юрий Арабов, рассуждая об «узниках», уже наметил план: «Мы не должны делать вид, что их нет, мы должны писать о них сценарии, снимать фильмы».

Но главным событием «Ники», если судить по резонансу в СМИ, стало выступление Александра Сокурова, который снова вступился за главного из «узников» – украинского режиссёра Сенцова. Александр Николаевич предстал в привычном образе: с фирменной ужимкой, долженствующей указать аудитории, что перед нею видный гуманист, страдающий от всякой творящейся в России несправедливости. Многие из выступивших поддержали идею мэтра – отпустить коллегу Сенцова – и признались в любви Сокурову, кто-то даже назвал его «истинным Богом».

Конечно, не все в зале солидаризировались с «общим трендом», но по бурным овациям и покрикиваниям на американский манер легко было понять, с кем большинство – с Сенцовым, осуждённым за террористическую деятельность в Крыму, или с жертвами артобстрелов в Донбассе; с задержанными после незаконных митингов в Москве или с сожжёнными в одесском Доме профсоюзов.

Суть происходящего на «Нике» наилучшим образом выразил Леонид Ярмольник, который продекламировал стихи Дмитрия Быкова. Поэт обыгрывает юбилейную дату – «Ника» учреждена в 1987 году – и апеллирует к перестройке. Главный пафос произведения в том, что 30 лет назад, они (Быков использует местоимение «мы», вероятно, имея в виду мыслящую интеллигенцию) не додавили гадину, были слишком мягки со своими врагами. Рефреном звучит: «О Господи, как были мы неправы! О Боже, как неправы были мы!» Быков сетует, оглядываясь в прошлое, зря, мол, «разводили трали-вали» и предлагает программу на будущее:

«…Когда опять случится перестройка на новом неизбежном вираже, – весёлая, конечно, не настолько и не настолько мирная уже, – то пусть не полагают ретрограды, что их потычут носом, как котят. Тогда не будет никакой пощады, и стукачей опять же не простят. Тогда мы добрых граждан позабавим в ближайший после дождика четверг и гадину решительно додавим, и нацикам устроим Нюренберг, и всё, что снисходительно простили, – ведь мы такие добрые, увы, – мы выкорчуем в том же мягком стиле, в каком давили и в каком травили, в каком сегодня балуетесь вы. Конечно, мы отнюдь не жаждем крови, но хватит страха. Наш всеобщий дом мы подметём значительно суровей, чем в восемьдесят, граждане, седьмом. Довольно жить бессмысленно и дико, лелея только страх и аппетит. Махнёт крылом победа – наша Ника. И голову впервые отрастит...»

Не правда ли, мощно? Со всей определённостью заявлено, что компромиссов отныне не будет. Никаких надежд на примирение своим идеологическим оппонентам Быков не оставляет. Теперь они не просто антагонисты – враги. И на эту поистине новаторскую для современной России интонацию следует обратить внимание. Ирония и сарказм остались в прошлом, патетика суровой беспощадности овладевает сердцами лидеров общественного мнения. «Цвет интеллигенции», вооружившись этой воинственной энергией, видимо, будет ретранслировать её в массы. Во всяком случае, режиссёр Алексей Красовский, активный популяризатор митингов «За нашу и вашу свободу», обратился со сцены к коллегам: «Уважаемые, авторитетные люди должны использовать свою власть над умами и чувствами людей, чтобы что-то изменить». И для тех, кто пережил перестройку, эвфемизм «что-то изменить» расшифровки не требует.

Речь идёт о разрушении страны по формуле февраля 17-го, по лекалам перестройки, и эта угроза – хороший повод заставить всех, кто считает себя государственниками, объединиться.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Трагедия на празднике

    06.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • Диалектик

    582 голосов
  • Нарушая правила

    375 голосов
  • Большой скачок первой пятилетки

    342 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Как Хрущёв стал украинцем

    301 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS