Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Никогда не говори никогда

01 января 2007

ЧИТАЮЩАЯ    МОСКВА

Сергей Десницкий. Пётр и Павел. 1957 год: Роман.– М.: ПРОБЕЛ-2000, 2010. – 724 с. с портр.– 500 экз.

В начале лета 1958 или 1959 года в Школу-студию при Художественном театре пришёл на консультацию Сергей Десницкий, худенький молодой человек, чуть выше среднего роста, слегка сутулившийся и очень застенчивый. День выдался жаркий, абитуриентов, как всегда, было много. Поэтому Виктор Карлович Монюков, который вёл консультацию, не мог слишком подробно слушать каждого и позволял читать дольше других лишь тем, кому не советовал зря тратить время: шансов выдержать конкурс у них не было никакого.

Положение приёмной комиссии и без того трудное в тот год осложнялось ещё несколькими дополнительными моментами. По распоряжению свыше предпочтение следовало отдавать тем, кто уже успел где-то отработать несколько лет или отслужить в армии, но главное – происходить из семьи рабочих и крестьян, как в 20–30-е годы, – на последнее обстоятельство обращалось особое внимание!

К сожалению, С. Десницкий не вписывался в эти параметры ни по своим внешним данным, ни по анкете, ни по репертуару, излишне изысканному. И всё же Монюков порекомендовал его на конкурс, пояснив своё решение тем, что в конце концов кто-то же должен будет играть роли интеллигентных людей. Приёмная комиссия согласилась с этими доводами, и в результате Десницкий благополучно окончил актёрский факультет, сперва служил в «Современнике», потом во МХАТе, в Театре «У Никитских ворот», затем снова вернулся во МХАТ. Параллельно снимался в кино и на ТВ, занимался режиссурой, сочинял пьесы, некоторые из них даже были поставлены. За полвека Десницкий переиграл множество ролей, в том числе и главных. Особенно его притягивали герои Чехова и Булгакова, как прав оказался В. Монюков! Но он с почтением относился и к творчеству Гоголя, Мольера, Льва Толстого, Александра Островского, Горького, наших современников – Вампилова и Думбадзе. Часто встречи эти ознаменовывались радостными удачами.

Но вот сейчас вышел роман Сергея Десницкого «Пётр и Павел, 1957 год», 700 с лишним страниц! Никаких воспоминаний о прожитых годах, никаких разговоров о театре и кинематографе. Автор помещает своих героев в 1957 год, но с помощью отступлений и воспоминаний или позволяет себе и им совершать экскурсы в прошлое, отчего роман по широте охвата событий обретает черты вселенские: здесь и войны, и раскулачивание, и непримиримая борьба с религией, и противостояние ей верующих, и репрессии, и реабилитация – всё, что пришлось пережить нашему многострадальному народу!

В конце книги – дата: «3 октября 2009 года, Москва». Вероятно, речь идёт о дате завершения работы над романом и месте, где это произошло. Но о том, сколько времени ушло на его написание, автор не сообщает. Равно как и не повествует о том, каким образом он, появившийся на свет в 40-е годы, с такими подробностями, словно очевидец, рассказывает о временах давно прошедших.

В романе вызывает восторг и удивление всё: и композиция, и образы, и авторские размышления о смысле жизни, и владение словом, будто строчки эти принадлежат не актёру, от нечего делать взявшемуся за перо, а серьёзному профессиональному писателю. Никогда не говори никогда – так и хочется повторить это выражение, применив его в данном случае к актёру, на какое-то время сменившему профессию и обратившемуся в финале к читателям с такими словами: «Много ли человеку надо для того, чтобы быть счастливым?..

Смотря какому и смотря при каких обстоятельствах. Но, если серьёзно, всего ничего.

Во-первых, чтобы родные были здоровы, чтобы дети не голодали и защищала всех от непогоды надёжная крыша над головой. Но главное, чтобы душа человеческая жила в согласии с Богом и, конечно же, с самим собой. И чтобы по ночам не мучили угрызения совести, а зависть, обида и ненависть не сводили с ума.

Так уж повелось на этом свете: даже после самого жестокого ненастья непременно наступят ясные, погожие дни. Тяжёлые мрачные тучи уйдут куда-то прочь, и яркое тёплое солнце, повинуясь воле Создателя, пробьётся сквозь их мутную пелену, отогреет озябших, обнадёжит отчаявшихся, успокоит мятущихся, просветит ослеплённых. Слёзы высохнут, и на истерзанную человеческую душу снизойдут мир и покой.

Вот и всё».

Согласитесь, эти слова могут принадлежать только глубоко верующему человеку, исповедующему любовь, добро, мир и согласие, независимо от того, какому Богу он поклоняется.

Борис ПОЮРОВСКИЙ

Обсудить в группе Telegram

Борис Поюровский

Борис Михайлович Поюровский (19 декабря 1933, Х... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS