Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Никогда не пишите пьес

01 января 2007

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Дискуссия о современной драматургии сразу свернула куда-то не туда, хромая на все четыре ноги. Тяжёлая артиллерия в бой так и не вступила: авторы, знающие положение дел в театре, молчат. Скорее всего, потому, что если начать высказываться по делу, можно наговорить много нелицеприятных вещей.

Судя по конкурсу «Действующие лица», где соперничают каждый год свыше пятисот пьес, драматические авторы в стране имеются. И те же провинциальные театры, кажется, могли бы выбрать себе из них парочку-другую. Но современные драматурги на их афишах отсутствуют. В чём же дело? Неужели пишут из рук вон?..

Да, с ремеслом, конечно, имеются проблемы. Вот театр рискнул поставить на малой сцене пьесу молодого автора. Из восьми персонажей трое появляются на сцене на пяток минут. Три реплики – и сиди за кулисами, жди выхода на поклоны. Ни тебе образа, ни даже монолога завалящего. Представляете, как, сидя за кулисами, исполнители таких ролей костерят и пьесу, и её создателя?.. А ещё финал достоин особого упоминания – классический образец Deus ex machina. Героиня всю дорогу не любит героя, но стоило ему показать ей под занавес фокус – в прямом смысле слова, натурально, цирковой, – мгновенно влюбляется. Неоспоримо влияние сериального мышления. Но не всеми же пишущими оно окончательно завладело?..

Теперь переходим к самому главному – к позиции театра. Московские завлиты пьесы провинциальных авторов не читают в принципе, будучи твёрдо уверенными, что Ломоносовых от драматургии быть не может. Завлиты периферийные от столичных коллег отличаются мало. Если автор будет назойливо ходить и ходить, требуя ответа, так ли прекрасно его творение, как он себе представляет, ему в конечном счёте милостиво черкнут пару строк, что-нибудь вроде «Мало действия».

Автор оторопело молчит, представив, что бы сказал на это такой драматург, как, к примеру, Беккет или Ионеско. Ему как-то не хочется доказывать, что поиск физических действий персонажей – это всё-таки прерогатива режиссёра. А задача его, автора, – наивозможно большая плотность перипетий. Плюс яркий по возможности образный язык. Но доказывать что-либо давнишней выпускнице филфака местного пединститута и нет особой нужды – автор ведь прекрасно понимает, что дело вовсе не в «действии».

А в том, что это только при советской власти обком ежегодно требовал постановки спектакля на современную тему. Сейчас никто не командует – зачем же мучиться? Да и как работать с автором, если театр, допустим, находится в Омске, а драматург живёт в Калининграде? По Интернету? А он будет при этом цепляться за каждую свою реплику, твердя, что это в пьесе самое важное. Да ещё и гонорар ему плати. Куда проще взять «молчаливо-покладистого» Островского.

Говорят, что зрители в театре якобы хотят видеть ответы на жгучие вопросы современности. Перехочут! Нам деньги дают, на зарплату худо-бедно хватает, ползала зрителей набирается – чего же ещё желать?..

Театральная афиша в провинции в подавляющем числе случаев неизменна и лапидарна, как «Аз, буки, веди», в особенности в ТЮЗах. Шекспир, Чехов, Островский, Гоголь… Ну Лопе де Вега, сказки для малышей, круг которых опять-таки не блещет разнообразием, и что-нибудь «увлекательное» для школьников типа «Острова сокровищ». Молодёжи в театрах, почти сплошь и рядом поименовавших себя «театрами для детей и молодёжи», смотреть решительно нечего. Времена «Дорогой Елены Сергеевны» скрылись в тумане перестройки. А о том, что «Гамлет» или «Без вины виноватые» откликаются на животрепещущие проблемы бытия современных юношей и девушек, думать наивно. И потому спектакли посещают лишь записные театралы. Для остальной массы народа нынешний театр кафедрой не является. Хотя по определению должен. И мог бы.

Цепь между современным театром и зрителем – нет, не порвана, – но ток по ней не течёт. Хотелось бы верить, что такое положение когда-то изменится. Лет через пять?.. Десять?.. Пятнадцать?

А до тех пор хочется сказать коллегам, перефразируя великих: «Никогда не пишите пьес, особенно комедий. Они никому не нужны. Кроме народа».

Лев БЕРДОН, РОСТОВ-НА-ДОНУ

Обсудить в группе Telegram

Лев Бердон

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS