Даун. – М.: РИПОЛ классик, 2009. –256 с.
Эта книга о том, как в обыкновенной семье появляется второй, долгожданный ребёнок. Только одно «но» внезапно отделяет малыша от окружающего мира – оказывается, у него лишняя хромосома. Отец мирится с его присутствием в доме только потому, что мать категорически отказывается отдать мальчика в интернат и терпеливо ухаживает за ним сама. Костику, так зовут больного мальчика, исполняется девятнадцать лет, но из-за страшного диагноза он не может стать взрослым.
Повествование разбито на главы, каждая написана от имени одного из членов этой семьи: отца, матери, Костика, его старшего брата, бабушки. Смерть матери от рака – главное событие, вокруг которого плетётся паутина повествования. Что именно приводит семью к распаду: внутренние ли противоречия, связанные с чрезмерной эгоцентричностью отца и старшего сына? Или же причина во внешних обстоятельствах, возникших из-за болезни младшего мальчика? Это главный вопрос, на который автор предпочитает не отвечать. Хотя, как мне кажется, именно авторский ответ на этот вопрос необходим для того, чтобы оценить выход книги не как художественное, а как общественное явление.
Тем более что внутренние монологи героев читаются со смешанным чувством, в первую очередь из-за жанровой неопределённости. Для художественного произведения здесь явно не хватает смысловых ассоциативных пластов, более объёмной прорисовки характеров. А начиная вчитываться, невольно вспоминаешь фильмы «Запах женщины» и «Человек дождя», по своей художественной значимости просто не сопоставимые с этой книгой… Для истории, написанной на основе реальных событий, – слишком мало достоверных подробностей, заставляющих до конца поверить автору.
Иногда возникает ощущение, что Михаил Ремер приписывает Костику наблюдения и выводы так же, как делают это авторы, пытающиеся рассуждать от имени животных.
Слишком назидательно звучат размышления отца, когда мать Костика оказывается в больнице: «Я не хочу возвращаться домой вечерами. Там пусто. Там душно. Я только сейчас понял, что для меня значила Юлия… Трудно поверить, но я сам порой срывался на неё: «Сидишь, мол, тут, как наседка, с сыном-дауном. Нет, чтобы полезным чем-то заняться». Мне казалось, что я – двигатель в этой семье. А положили Юлю в больницу, и я понял, что это не так».
После смерти матери бабушка увозит больного внука в деревню. Близость к природе помогает мальчику-дауну в его непростых взаимоотношениях с окружающим миром.
Думаю, что эту книгу имеет смысл рассматривать как сборник современных мифов об инвалидах. Например о том, что неизлечимо больные дети – это наказание божье родителям за их грехи… Мифов, созданных людьми, живущими вне этих проблем. К тому же и написана она настолько легко, «не страшно» и с той долей чернухи, чтобы читатель, ориентированный на нынешние жанры любовного романа и простенького детектива, мог с лёгкостью осилить текст, например в поезде или самолёте. И чтобы ему, раньше по той или иной причине не сталкивающемуся с проблемами людей с ограниченными возможностями, захотелось узнать о них правду.