Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Никудин из подмосковного леса

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Владислав Бахревский. Златоборье. – М.О.: Издательский дом «Московия», 2008. – 296 с.: ил.

Эта книга, вышедшая в свет в рамках Программы книгоиздания правительства Московской области, достойна отдельного и обстоятельного разговора. Явление читателю современной и в то же время долгожданной  русской сказки – событие неординарное. В настоящий момент общество остро нуждается в содержательной, традиционно ответственной за «всё, что происходит дома» литературе, точно ставящей наболевшие вопросы. Ибо сегодня читательский вкус развращается вседозволенностью и экспансией всевозможных слоганов, неуместным иронизированием, ёрничаньем и откровенным стёбом. Нравственное бесстыдство в форме словесного извращения навязывается широкой публике «звёздами» эстрады и экрана, политиками и, что особенно трагично, «писателями», а точнее – дельцами и горлодёрами окололитературной среды, невоспитанной, оголтелой в своей мерзости, забывшей о суде Божьем, да и не желающей о нём даже слышать, не только знать.

Об этом, собственно, и ещё очень о многом, важном и значимом для русского самосознания именно сегодня, в наше трагическое время, и повествует Владислав Бахревский в своей новой книге «Златоборье». Владислав Анатольевич – наш, коренной житель Подмосковья. Здесь родился, здесь, как говорится, и пригодился, живёт в Наро-Фоминском районе. Подмосковные леса для него – и первые детские впечатления, и любовь всей жизни, и символ Родины. Тревога за них – это для него тревога за судьбу всей России. Появление книги «Златоборье» воспринимается как знак назревших в обществе перемен к лучшему, к возврату к традиционным нравственным и эстетическим ценностям.

Да, есть противостояние и в обществе, и в литературе. И обострено оно сегодня крайне, но это и означает, что «есть порох в пороховницах», что не растрачена самобытность наша, а наоборот, крепнет и усиливается, накапливается, подпитывает современного писателя и читателя, помогая отличать настоящее от подделки, оригинал от копии, содержание от его имитации как в жизни, так и в искусстве.

О самобытности, о силе русского духа, о высоте душевно-духовной жизни русского человека начинает думать и рассуждать читатель, знакомясь с мудрой и доброй, светлой и светоносной, чистой и искренней, сердечной и благородной сказкой. Сказкой об обыкновенном, но и неординарном её главном герое, леснике, а точнее Хранителе Златоборья, с таким значимым именем – Никудин Ниоткудович.

Живя в согласии, в слиянности с матушкой-Природой, Никудин Ниоткудович не только понимает и чувствует её божественное начало, но и ощущает на себе её животворную и чудодейственную силу, поддержку, особенно когда вступает в борьбу со всем тёмным и демоническим – как природным, так и человеческим. Это происходит и в схватке за сохранение заповедной зоны Златоборья, и со случайными браконьерами, и с иностранными расхитителями народного добра, и, конечно, с ближними врагами – Завидкиными, то и дело стремящимися навредить леснику и всё испортить. И в единстве с природным, божественным, и в борьбе с врагами и вредителями Никудин Ниоткудович предстаёт перед читателем цельным, убеждённым в своей правоте человеком, гражданином своего Отечества, заботящимся о его мощи и процветании. Он – мудрый и добрый воспитатель внучки Дашеньки, в которой видит своё продолжение и готовит её к будущему служению во благо народа и Родины. Сметливая Даша быстро и легко усваивает уроки деда, с интересом вникает в лесное дело, становится повелительницей Златоборья, которой с удовольствием помогают добрые домашние и лесные духи: Проша, Белый Конь, скворец Дразнила, Леший, Колодезный, Сеня и Гуня. Даша и Антоша, её одноклассник, – это будущее Златоборья, его надежда и утешение. Они готовы и могут подхватить эстафету борьбы за сохранение и приумножение богатств земли Русской. И эти маленькие герои – не мечта писателя, а тонко подмеченная явь, подготовленная и созданная руками и душой народа.

В сказке Владислава Бахревского живут и действуют герои из народного прошлого и сегодняшнего настоящего: добрые и злые домовые; жители леса – русалки, лешие, водяные, ведьмы, птицы и звери; сельчане близлежащих, почти опустевших деревень, в одной из которых и проживает дочь лесника Василиса Ниоткудовна с дочкой Дашей. Их жизнь тесно связана с природой, а порой и зависит от неё. Вот почему они объединяют свои усилия и побеждают всех, посягнувших на святая святых – заповедный лес Златоборье.

Пожалуй, самое напряжённое и волнующее место в сказке – аукцион по продаже заповедного леса, сражение, в котором побеждает единство, добро и справедливость, да ещё убеждённость Никудина Ниоткудовича в правоте своей позиции. Сказка, как и требует закон жанра, заканчивается полной победой добра над злом, завистью, несправедливостью, лихоимством и предательством. Именно этот урок, пусть и в сказочной форме, заставляет вспомнить слова: «Купно за едино!» и «Собирай народ свою силу во единую силу!». И, конечно, пушкинское, почерпнутое им из кладезя народной мудрости: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Произведение Владислава Бахревского интересно и увлекательно ещё и тем, что в нём много познавательного не только для детей, но и для взрослых. Конечно, внимание любого читателя привлечёт календарь природы и народных обычаев и примет, который, в сущности, почти забыт даже сельскими жителями. Писатель подробно характеризует все важные природные и общественные даты в жизни русского православного человека, включает исторические и евангелические описания этих событий, обогащая современников бесценными знаниями.

Вся жизнь Никудина Ниоткудовича и проходит под знаком соблюдения народных правил и примет, в точности по народному календарю, а значит, в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой.

Владислав Бахревский, глубоко понимающий стихию народного, национального и самобытного, тонко чувствует и владеет всем богатством русского языка – главного достояния народа. Понимая, как важно сохранять и развивать, а может быть, и спасать сегодня родной язык, делающий народ независимым и самодостаточным, писатель погружает читателя в бесконечную народно-поэтическую стихию. Что даёт возможность последнему сквозь пустопорожние дебри и бессмысленные словесно-трескучие нагромождения нынешнего пошлого новояза вернуться в естественное и благословенное лоно родной речи. Именно поэтому сказка «Златоборье» прочитывается и воспринимается легко, на одном дыхании. Именно это даёт читателю ощущение чистоты и свежести, искренности и добросердечности всей атмосферы произведения и его героев.

Легко и ладно соседствуют в сказке народные слова и просторечия и великолепный литературный язык. Где с шуткой-прибауткой, где с урезониванием и укором, а где и с серьёзным нравоучением и наставлением обращается Никудин Ниоткудович то к лесу, то к детям Даше и Антоше, а то и к взрослым лесникам и прочим служилым людям: милиционерам, инженерам-мелиораторам, журналистке-предательнице и другим героям. К примеру: «Вот тебе и Куприян! – изумился Никудин Ниоткудович. – Между гор, между ям сидит птица-холуян, несёт яйца – Божий дар. Как же это ты, Куприяша, промахнулся, вместо картошки зайцев народил? На Куприяна, 31 августа, не по древнему, но всё же по старому обычаю начинали копать картошку».

Или: «С лешим, уж коли задурил, по-приятельски не договоришься, ещё пуще забалует. С ним надо строго. Перед мундиром, перед форменной фуражкой трепещет, безобразник. Как лешего в старину стращали? Напишут грамоту царскому величеству: дескать, сведи, великий государь, сей лес беспутного дремучего мужичонки, – положат ту грамоту у самого видного дерева. Быстро умнел, стлался перед крестьянами, как низкая трава, шёлковая голова».

Или: «Вы – мытарь (говорит Никудин Ниоткудович «телебабе», то есть посланнице столь ненавистного нынешним россиянам телевидения Нелли). Вы душу и жизни крадёте. Все ваши картинки – ложь. Про свою ложь сами знаете… Как отступиться, когда злу служишь!»

Так, сочетая сказовые, народно-поэтические и фольклорные элементы с литературно-художественными и публицистическими, формирует писатель свой особый, но и современный, понятный и узнаваемый стиль повествования. Благодаря чему произведение становится близким и родным, согревающим души и сердца, а значит, и спасающим от духовной гибели и прозябания русского человека.

Сегодня, когда мир расколот на части, а человеческое сознание утратило цельность и веру в Божественное, «Златоборье» Владислава Бахревского – пример возвращения к изначальному и незамутнённому источнику народной мудрости, способ обретения душевного покоя и гармонии. А главное – напоминание о возможности спасти новые молодые поколения от заразы бездуховности, примитивизма и обезличения.

Алла НАУМЕНКО-ПОРОХИНА

Обсудить в группе Telegram

Алла Науменко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS