10 марта состоится церемония награждения лауреатов кинопремии «Оскар», продолжаем знакомство с фильмами-номинантами. Название следующей ленты на русский язык как только не переводят (например, «Дайана Найэд»), хотя очевидно, что правильно по-русски «Диана Наяда» – имя от богини охоты в древнем Риме, а фамилия – от древнегреческой нимфы, о чём и говорит героиня в фильме. Она и впрямь похожа на языческую нимфу.
Это история реальной, ныне здравствующей спортсменки-пловчихи, журналистки и писательницы, которая поставила множество рекордов, но всю жизнь мечтала совершить небывалый марафонский заплыв, преодолев вольным стилем пролив между Флоридой и Кубой. Она пробовала это сделать в молодости, в расцвете сил, но тогда ей это не удалось – воли не хватило. И вот наконец после шестидесяти с гаком ей это удалось, не с первой попытки, но удалось. Диана – её играет Аннет Беннинг, номинированная на лучшую главную женскую роль кинопремии «Оскар», – очень скучала на пенсии, без движухи не могла, тосковала, мучилась, а тут «на старости лет» её подруга (Джоди Фостер номинирована на лучшую женскую роль второго плана), с которой у них давняя любовная связь, предложила ей «тряхнуть стариной», а сама стала её тренером. Тут непонятно, у кого из них главная роль, у кого – второго плана: Беннинг мы видим в основном плывущей в воде, в специальном гидрокостюме, где лица почти не видно (думаю, большую часть заплыва в кадре была дублёрша), а оскароносная Джоди Фостер за ней наблюдает с катера, и все драматические коллизии Дианы мы наблюдаем через неё, в «отражённом свете».
Сто семьдесят километров от Гаваны (Куба) до Ки Уэста (США, Флорида)! Почти двое суток вплавь! Диана пыталась раз пять, но помешали то медузы, то шторм, то дождь, то силы оставляли её. Диану уже все стали отговаривать, но она была непреклонна, и наконец ей удалось.
Типично американская история преодоления, но эта победа не только индивидуалистки. Для того чтобы переплыть кишащий акулами и опасными медузами, да ещё с дождями и штормами пролив, нужно собрать команду сопровождения, а для этого привлечь деньги рекламодателей...
Режиссёры Джимми Чин и Элизабет Чай Васархели сняли очень позитивный фильм для одиноких людей, жаль только, что у ни у кого из членов «семьи» Дианы Наяды нет собственной семьи, зато все оскаровские стандарты относительно меньшинств здесь выполнены. В фильме понятно, что на подвиг героиню погнали одиночество и тоска, а если бы у героини были дети и внуки, она занималась бы ими, а не своим, в общем, никому не нужным рекордным заплывом, а потом его монетизацией. Но об этом в фильме ничего не говорится. Тем не менее успех Дианы выдающийся, чего о фильме сказать нельзя. Он, так сказать, один из многих – стандартный.