Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 февраля 2021 г.
Литература Библиосфера

Нижегородские были

02 февраля 2021

Олег Рябов. Когда-то – Нижний Новгород: Книги, 2020. – 480 с.

Прочитала в «Свободной прессе», что река Волга «выковала за столетия особый тип человека: рисковый, предприимчивый, шумно-весёлый, ершистый, ухватистый и острый, как ухо эльфа...». «Ухо эльфа» особенно меня впечатлило. Так Виктор Бердинских в рецензии на новую книгу известного прозаика Олега Рябова, финалиста «Ясной Поляны» и других премий, отозвался о нижегородцах. Книга рассказов «Когда-то в городе Горьком» вышла в прекрасной серии «Нижегородские были» и не только воссоздаёт некоторые колоритные нижегородские бывальщины («Соляной мужик», «Царские знаки», «Китеж-камень») – таких историй представить бы побольше – но в целом растёт на нижегородской почве, показывая городских жителей от послевоенных лет до наших дней. Писательский принцип Олега Рябова одновременно прост и мудр: «Делай своё дело на месте, и твоя земля тебя отблагодарит» («Борода»). И очень интересно то, что писатель создаёт не характеры, а буквально воссоздаёт нижегородские типажи – среди них и осколки дореволюционных культурных дворянских и купеческих фамилий, и советские горожане, и новорусские боссы с их обслугой, которую они цинично считают полукрепостной. Надо сказать, что писателю удалось показать колоссальную разницу в культуре интеллектуальной элиты, дореволюционной, а после – советской, взращённой на старом багаже, и современной – денежной. Выпавшие из жизни бывшие интеллигенты, ставшие бомжами («Вельдяй») – жертвы жестоких реформ 90-х – читают в ночлежке Гомера; и главный герой рассказа произносит очень важную для всей книги фразу: «Чтобы создать советского человека, требовалось семьдесят лет или три поколения и миллионы репрессированных. А нового либерального россиянина выкуют в течение десяти лет, и вымрут несколько миллионов или десятков миллионов человек сами и незаметно, без концлагерей». Олег Рябов ставит очень важный вопрос перед читателем и современным обществом: сохранился ли сегодня тип настоящего интеллигента, человека культуры и высоких гражданственных убеждений?

И совсем необязательно, чтобы таким человеком был выходец из высших социальных слоёв. Вот типичный высококультурный нижегородец – главный герой другого рассказа («Кисть рябины с каплями дождя»): «Отличительными свойствами просветлённой и умудрённой души Максима Петровича, – отмечает рассказчик, – были благожелательность и сострадание к бедным и беззащитным». Всю жизнь он «не мог простить великому певцу отказ выступить перед сёстрами милосердия, уезжавшими на фронт. Точнее, не отказ – Шаляпин просто заломил цену, которую не смогли заплатить бедные девочки.» Максим Петрович – это реальный человек: оказавшийся не нужным советской власти талантливый фотограф и честный гражданин Максим Петрович Дмитриев (1858–1948), один из основоположников документальной и социальной фотографии в России, снимавший и скиты старообрядцев, и тифозные бараки, и высших чиновников, и обычные нижегородские семьи, и волжские просторы... Начинал он подмастерьем, но самоотверженная мать, мечтавшая об иной судьбе для сына, отвезла мальчика в Москву и устроила учеником к московскому фотографу М.П. Настюкову, потом Дмитриеву помог нижегородский фотограф и художник А.О. Карелин – тоже имя известное. Дмитриев был гласным городской думы, присяжным заседателем при Нижегородском окружном суде, председателем нижегородского фотографического кружка, активно участвовал в деятельности губернской архивной комиссии... Автор рисует его уже 90-летним стариком: «.читать стихи на память он мог часами: Блок, Бальмонт, Надсон, Фофанов... Однажды тёплой летней ночью он, сидя в кресле на открытой веранде, читал наизусть «Гамлета» Шекспира, читал несколько часов от начала и до конца». Какими убогими кажутся на фоне этого человека современные «хозяева жизни», показанные Олегом Рябовым без малейшего очернительства («Дочь профессора», «Просто обыск»), даже с попыткой найти в них положительные и симпатичные черты.

Особое место в книге занимает ещё один герой – сама книга как культурный феномен. Олег Рябов – известный библиофил, и перед читателем встают книголюбы – от упоминаемого с пиететом Сергея Рудольфовича Минцлова до нижегородских коллекционеров, собирателей личных библиотек. Рассказы «Переплёт», «Глухарь», «Сефард», «Арифметика» – именно о тех, чья жизнь освещена одной, но пламенной страстью – страстной любовью к печатному слову.

Несомненно, книга Олега Рябова найдёт того, кто захочет поставить её на полку (она и внешне красивая), и своих читателей – которые смогут разделить мысль автора: «жизнь «становится насыщенней, когда ты ощущаешь и понимаешь связь времён».

Тэги: Мария Бушуева Олег Рябов
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Способ лечения человека

    27.07.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Аллилуйя, вопреки всему

    15.06.2022
  • Река благословила

    11.05.2022
  • Отменяя автора Слова,

    35 голосов
  • Не креативность, а творчество

    32 голосов
  • От постмодернизма к хакенкройцу

    31 голосов
  • Тонкая нить надежды

    27 голосов
  • Большая воронка столицы

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS