В Нижнем Новгороде вышла в свет 10-томная «Библиотека народных художественных промыслов Нижегородской области». Реализовал этот во многом уникальный для России проект региональный Фонд развития народных художественных промыслов при активной поддержке правительства и Законодательного собрания области и губернатора Валерия Шанцева.
Официальная презентация библиотеки прошла не только в Нижегородском регионе, но и в Москве во время Всероссийской выставки «Большая ладья». Десятитомник сразу вызвал большой интерес, получив лестные отзывы и на международном уровне. Об этом издании, а также о сегодняшних проблемах самих промыслов «ЛГ» рассказал главный идеолог проекта – генеральный директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Николай СМИРНОВ.
– Николай Гордеевич, прежде всего в чём особенности народных художественных промыслов Нижегородской области?
– Народные художественные промыслы нашего региона поистине вызывают восхищение своим разнообразием – это и роспись и резьба по дереву, и художественные изделия из металла, кожи, кости, камня, и разнообразные изделия из тканей – ткачество, вышивка, золотное шитьё, горьковский гипюр, а также лозоплетение, изделия из бересты и многое другое. Художественные промыслы представлены у нас в 22 районах области. Над этой загадкой или феноменом (называйте как хотите) ломают головы искусствоведы. Почему на приволжских землях в границах современной Нижегородской области издревле существовало такое количество самобытных народных ремёсел? Загадка вряд ли будет разгадана до конца, но факт остаётся фактом: по мнению специалистов, значимость нижегородских промыслов в развитии художественной культуры России можно сравнить лишь с ролью Великого Новгорода.
– Как родилась сама идея издания «Библиотеки народных художественных промыслов»?
– С народными художественными промыслами связана вся моя жизнь, и не только трудовая, а с самого детства. Родился я на реке Узоле, всего в нескольких километрах от знаменитого села Хохлома, воспитывался и жил в этой среде: расписные ложки, чашки, панно, украшения дома – всё это составляло основу быта, жизни. Учась в пединституте, был направлен в Хохлому на практику, а после окончания вуза – на работу в хохломскую школу учителем географии. Здесь всё было пропитано духом народных художественных промыслов. В школе создали географическое общество, и первая экскурсия, куда мы направились с учениками, была на фабрику хохломской росписи. Тогда же мне посчастливилось познакомиться с известным художником – мастером Фёдором Бединым: весь его дом был украшен резьбой и хохломской росписью – настоящая сказка!
Вся моя жизнь связана с этим направлением, я живу радостями и проблемами промыслов. И когда в последние годы художественные промыслы практически перешли из стадии развития в стадию выживания, а некоторые и вовсе находятся на грани исчезновения, у меня и появилась идея собрать весь материал о них.
– Сколько времени ушло на осуществление проекта?
– Весь проект удалось осуществить за 2,5 года, для такого издания это немного. С главным редактором издания Валерием Шамшуриным мы определили перечень промыслов и авторов для каждой книги. Это дело чрезвычайно важное и сложное, ведь нужно, чтобы авторы обладали многими качествами: глубокими знаниями тематики народных художественных промыслов, краеведения, истории, искусствоведения. И это нам удалось, свидетельством чему являются все десять книг библиотеки.
С каждым автором у нас установилась товарищеская, добрая и очень творческая атмосфера. Мы привлекли к проекту профессиональных фотографов, которые вместе с авторами просто творили чудеса. Они вместе объездили предприятия народных художественных промыслов, музеи, библиотеки, архивы, частные коллекции. Конечно, были и проблемы, главная из которых – поиск средств, тем более что время издания совпало с мировым экономическим кризисом. Нам помогли многие люди и предприятия, как говорится – с миру по нитке.
– Каково, на ваш взгляд, практическое назначение библиотеки, кем эти книги востребованы?
– При издании библиотеки мы ставили две главные задачи – собрать всю информацию о промыслах, их значимости, актуальности и обратить внимание всех органов государственной власти, в том числе президента и председателя правительства Российской Федерации, на то, что нам ни в коем случае нельзя потерять это богатство. Это уникальный пласт истории и культуры.
И вторая задача – сделать информацию об уникальных промыслах доступной для самой широкой аудитории. После издания библиотеки мы получили огромное количество самых доброжелательных отзывов от читателей и специалистов.
Тысяча экземпляров книг библиотеки была безвозмездно передана Нижегородской государственной областной библиотеке имени В. Ленина, многим учреждениям образования и культуры Нижегородской области, предприятиям народных художественных промыслов. Они будут практическим пособием для преподавателей и учащихся, источником информации для сотрудников музеев, библиотек, всех, кому интересны история и культура родного края. Кстати, эти материалы есть не только в книгах нашей библиотеки, но и на сайте нашего фонда, сайтах авторов книг и издательства «Литера».
– Какие новые проекты в планах вашего фонда?
– Среди предложенных нами региональной власти проектов – создание в Нижнем Новгороде Международного центра народных художественных промыслов, музея «Нижегородская игрушка» и выставочного комплекса «Три нижегородских дива». Мы обязательно продолжим работу постоянно действующего центра НХП для детей на базе Дворца детского и юношеского творчества им. В. Чкалова, где проводятся встречи с известными мастерами и мастер-классы.
Что касается издательской деятельности, то мы уже приступили к подготовке второй серии «Библиотеки народных художественных промыслов Нижегородской области», также из 10 томов. Так что в рассказе о нижегородских промыслах точка не поставлена. Кроме того, мы также издаём серии «Нижегородский край в истории Отечества», «Народные художественные промыслы и ремёсла Нижегородского края» (по районному принципу), «Библиотека НХП Нижегородской области для детей и юношества «Нижегородское диво». В наших планах – издать «Энциклопедический словарь НХП Нижегородской области» и серию книг для туристов «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Также мы хотим приступить к подготовительной работе по изданию книг «Народные художественные промыслы и ремёсла Приволжского федерального округа». Безусловно, все эти проекты – и долгосрочные, и краткосрочные – смогут быть реализованы только при поддержке правительства и Законодательного собрания Нижегородской области.
– Николай Гордеевич, раз уж мы говорим о народных художественных промыслах, то какова сегодня ситуация в самой отрасли – кризис завершился?
– Кризис для народных художественных промыслов начался не в 2008-м, а значительно раньше – с 2000 года. В 1996 году в России был впервые принят Закон о народных художественных промыслах, разработаны меры по их поддержке путём предоставления субсидий по части налоговых отчислений. Но с начала 2000-х годов после принятия нового Налогового кодекса РФ субсидии стали постепенно отклоняться, и, что важно, кодекс не позволил региональным органам власти применять у себя финансовую поддержку промыслов. Правительство и Законодательное собрание области принимают все данные им Федерацией возможности, но этого недостаточно. Поэтому сейчас промыслы на грани выживания.
Считаю, что самым лучшим вариантом было бы с привлечением специалистов разработать Программу развития народных художественных промыслов на уровне Правительства РФ, как это было десять лет назад. Второй вариант – ввести для предприятий НХП спецналог, который предусматривал бы снижение налогов прежде всего на заработную плату. Очень помогло бы предприятиям НХП и проведение на федеральном и региональном уровнях госзаказа на продукцию художественных промыслов, поскольку вопрос её реализации является сегодня главным сдерживающим фактором для достижения стабилизации ситуации в отрасли НХП. Пока наши неоднократные обращения в полной мере не услышаны.
Вёл беседу