О проблемах писателей Нижегородчины давно пора поговорить откровенно. К тому же, насколько мне известно, подобные проблемы переживают многие писательские организации России.
Точное число членов Нижегородской писательской организации, я уверен, сейчас затруднится назвать даже наш председатель. Зачем, с какой целью столь рьяно принимаются в Союз всё новые и новые члены – мне внятно объяснить никто не может. Ведь истинно профессиональных литераторов из всего этого внушительного (более ста человек) числа наберётся человек десять. Остальные в подавляющем своём большинстве люди случайные, принятые без всякого серьёзного обсуждения ими написанного – «по дружбе», за то, что их мужья или жёны или они сами выступали спонсорами проведения каких-либо семинаров, праздников, выездных секретариатов, издания книг. Много «писателей» – авторов одной-двух тонюсеньких стоэкземплярных книжек. Больше они ничего не написали и не напишут. Когда таких подавляющее большинство, неизбежно внутри организации возникает творческая апатия, отражающаяся на всём – на качестве пишущихся и издающихся текстов, на организации административной работы писательской организации. Ничтожный творческий и интеллектуальный потенциал большинства новоиспечённых «писателей» уже давно превратил присутствие наших литераторов на «культурных мероприятиях» в формальность, где им отведена роль не трибунов и мыслителей, а статистов – ну выйдут, прочитают по стишку, похохмят. Всё это убожество я имел возможность лицезреть на последнем пушкинском празднике в Болдине. А ведь когда-то какие замечательные поэты, прозаики, учёные в этих торжествах принимали участие! Но самое горькое во всей этой ситуации – самих литераторов подобная роль вполне устраивает. О том, чтобы быть «властителями дум», мыслить болями, страданиями, чаяниями, историческими судьбами своего народа, они и не помышляют. И не из-за того, что лень или боятся ответственности, – просто не в состоянии в силу своей творческой, интеллектуальной, духовной неподготовленности.
Литература, которая в первую очередь является служением своему народу (уж так в России повелось), в Нижнем Новгороде воспринимается как удовлетворение собственного тщеславия – к тому же совершенно не подкреплённого творчески. И это, повторяю, губит организацию в целом.
Помню, в начале 90-х годов, когда наш союз, ставший в одночасье не профессиональной, а общественной организацией, сравнивали с обществом любителей пива и другими подобными «обществами». Нас это обижало. Теперь, увы, это утверждение не так уж и далеко от истины. И виной тому мы сами, те случайные люди, которых мы напринимали в свои ряды. Поэтому и власть не идёт на диалог – нет творческого и общественного авторитета, нет социальной и культурной востребованности в обществе.
«Серость» же в такой обстановке чувствует себя просто замечательно. И даже более того.
Не так давно прошло награждение первой литературной областной Болдинской премией. Творческая общественность рассчитывала, что она тем самым поднимет авторитет литературы и литераторов в области, даст творческий толчок, покажет, что и у нас есть достойные писательские силы. Выбор позволили сделать самим писателям. Я тоже член правления, но решение этого вопроса как-то обошлось без моего участия. И вот прошло награждение. Вы думаете, премию получила замечательный поэт и романист Елена Крюкова за изданные в последний год книги, или Евгений Эрастов за рассказы, опубликованные в журнале «Наш современник» и «Москва», или Любовь Ковшова за рассказ, напечатанный в том же «Современнике»? Нет. Её получил автор откровенно слабой, ещё ученической и самостоятельно изданной книжки. И от этого не столько горько, сколько невыносимо стыдно. Ведь читающие люди по этим «знакам внимания» оценивают состояние нижегородской литературы в целом. Я об этом говорю потому, что достаточно много с такими читателями встречаюсь. И на их насмешки, сарказм в отношении наших новоиспечённых лауреатов мне чаще всего ответить нечего. Сознаюсь – просто краснею.
А власти что ж – всё достойное в меру своих возможностей и своего понимания они, видимо, поддерживают. Так было и есть с изданием книг Юрия Адрианова, Валерия Шамшурина. Выделяются деньги на альманах «Земляки», устраиваются литературные праздники. Но я думаю, что не всегда это и обязательно. Например, мы в издательстве «Вертикаль. ХХI век» за прошедший год в серии «Времена и мнения» выпустили восемь книг, успешно разошедшихся по России и имевших хороший отклик в отечественных и зарубежных СМИ. А литературно-художественный журнал «Вертикаль» мы издаём, не выклянчивая денег у администрации.
Может быть, я слишком субъективен и пристрастен, но мне небезразлично будущее нижегородской литературы, будущее нашего дела, которому обязаны служить, раз мы за него взялись, честно. Ведь кому дано, с того и спросится.
, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»