Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 июня 2024 г.
  4. № 24 (6938) (19.06.2024)
Культура

«Но если гения прикажете назвать…»

При чём тут цифровизация, коли дед – наш!

23 июня 2024
Александр Володин (1919–2001): свою линию гну / Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Пятьдесят третий год, похороны Сталина, давка на Трубной. То, что происходило после – вокруг меня, со мной, было, при всех остановках, задержках, возвратах, движением – от нельзя к можно, чему мы все несказанно радовались. Нынче, похоже, вектор движения существенно меняется. Нежданно как-то, а впрочем… Не упомню, чтобы что-то у нас было, чего у нас не было.

* * *

«Шумим, братец, шумим», – помните? Грибоедов, «Горе от ума» прогрессист Репетилов.

Случались шумные времена.

Я и сам шумел, и даже журнал «Искусство кино» неплохо, кажется, редактировал на рубеже восьмидесятых и девяностых. «Больше социализма, больше света…» Но пока одни шумели – славно шумели! – другие потихоньку занимались своими делами, и они оказывались совсем не теми, ради которых происходил шум.

Больше социализма, больше света? Ну-ну…

В общем, прошляпили, как дипломатично выражался Александр Григорьевич Лукашенко, правда, по другому поводу.

Проворонили. Не впервой.

* * *

Противостояние либералов и консерваторов, кажется, снова заискрило от взаимной неистовости. Для тех, кто с русской литературной классикой знаком, ничего неожиданного. Фамусов – Чацкий, Крутицкий – Городулин… Мелькают города и страны, параллели и меридианы (так в песне поётся), а названные персонажи никак между собой не в силах поладить. Не надоело? И скажите, с кем из названных персонажей авторы их – Грибоедов, Островский – связывали хотя бы проблеск надежды на будущее?

Ещё были «лебедь, рак да щука» у Крылова Ивана Андреевича.

«Да только воз и ныне там».

* * *

Свойство большой литературы: всюду встревать со своими ассоциациями, даже когда её об этом не просят. В цензорских кругах ассоциации эти нарекли когда-то неконтролируемым подтекстом.

Мудрый ветеран Главлита жаловался на трудности ремесла: текст запретить – не вопрос, хоть сейчас. Да только у нас ведь куда ни глянь – сплошной неконтролируемый подтекст. С ним чего делать?

* * *

Шесть лет мне было, но это я помню, это навсегда: совершенно личный голос радиодиктора, Юрия Левитана, в котором звучали честь и достоинство нации. Личный голос, обращённый к каждому из слушающих – лично.

* * *

«Александр Невский» – политически ангажированное кино, откликавшееся на «текущий момент». И «Кутузов», и «Чистое небо». Об «Иване Грозном» я уж не говорю. Минули десятилетия. Ангажированность может, поменялась, может, ушла. Великое кино – осталось.

* * *

Знакомые коты уже не сидят у подъезда в ожидании, что их кто-то накормит. Перестали, почти что перестали кормить. И не то чтобы самим не хватает, да нет, хватает. Просто злыми сделались люди. Друг на друга злыми. Ну и на котов – заодно.

P.S. А по весне снова увидел знакомые мордочки. Облизываются. Так что за кошачьим кормом в супермаркет пошёл, где отовариваюсь много лет. Ну и еды в дом купить. Заодно.

* * *

Только сломалось что-то в компьютерной системе оплаты, наличные временно не принимались, а у меня как раз – вот досада-то – были только наличные.

– Не могу принять, – кассирша сочувственно пожала плечами.

И вдруг – голос знакомой продавщицы из торгового зала:

– Обслужи!

– Так нельзя же…

– Всё равно – обслужи. Я его знаю. Это же наш дед!

И меня обслужили!

А вы говорите – цифровизация, компьютеризация… Ещё – искусственный интеллект. Да они-то при чём, если дед – наш!

Дед – наш, кот – наш, что ещё надо-то?

* * *

Несколько поколений россиян пережили несколько эпох, из которых каждая последующая отрицала предыдущую. Иногда аккуратно, иногда – грубо, резко, с оргвыводами и жертвоприношениями.

Как бы не запутаться, не заблудиться во временах и эпохах.

* * *

Есть люди, которые не умеют дружить. Они могут находиться в окружении, в свите, могут сами оказаться центральной фигурой, вокруг которой суетится окружение, свита, а дружить – нет. Мне таких людей жалко. Одно из главных составляющих человеческого начала – за пределами их возможностей.

* * *

Самое страшное случается тогда, когда люди перестают понимать, чувствовать разницу между дружеским единением и инстинктом толпы.

* * *

Нынче у нас крайне мало хороших артистов, да, считай, почти вовсе нет. Выдающихся – поболее, но всё равно бедновато. Зато великих и гениев, если верить СМИ, – пруд пруди. Даже юбилеев и похорон дожидаться не надо. Достаточно в популярном телешоу пару раз засветиться.

«Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!» Опять-таки «Горе от ума» со своими подтекстами, будь они неладны. В глазах рябит – от удушьевых.

* * *

То ли факт, то ли легенда: на международной кинематографической пресс-конференции, где речь зашла о фильме «Садко», иностранный журналист обратился к Сергею Столярову, исполнителю главной роли: «Глядя на вас, думаю: какие хорошие артисты в России!» На что Столяров ответил: «Я действительно хороший артист, только вот Николая Симонова, Бориса Бабочкина, вы, наверное, не видели».

* * *

Между сытыми и мытыми

Извиваюсь элитами.

Свою линию гну.

Не попасть ни в одну.


Александр Володин

(из книги «Неуравновешенный век», 1999 год издания)


* * *

Это был исторический период, который народная память запечатлела в следующем тексте:

Мы Америку догнали

По надою молока.

А по мясу мы отстали,

Х... сломался у быка.


Будучи членом редколлегии «Комсомолки», я достиг того уровня, когда (изредка) должен был являться для просветительной беседы в ЦК. Получив приглашение, испытывал чувства противоречивые. Понимал, что будет накачка, и даже знал за что. Вместе с тем, если прийти на двадцать минут раньше назначенного времени, успею съесть в цековском буфете бутерброд с колбасой из настоящего мяса, а не «бумажной», за которой в Москве стояли знаменитые колбасные очереди.

(Из беседы двух номенклатурных дам:

– Всю ночь мучилась, боли в желудке.

– Милочка, зачем же вы ели городские продукты?

Но это так, к слову.)

Скажете, двойные стандарты? Хотя бы и так. Был причастен к элитам, да простит меня мой покойный друг Александр Моисеевич Володин.

* * *

Однажды «Комсомолка» на¬печатала статью драматурга Михаила Рощина. Тем же утром меня пригласил дежурный редактор, который вёл номер, и осторожно поинтересовался:

– Ты знал, что Рощин – это Гибельман?

– Знал… А в чём дело?

– Да вот в том…

И дежурный редактор выразительно показал глазами на вертушку, телефонный аппарат для переговоров с начальством.

– Но ведь статья хорошая.

– Очень хорошая и по делу. Но Гибельмана нам не простят.

* * *

Варшава. Конец семидесятых прошлого века. Разговор двух наших загранработников среднего ранга.

– На стриптизе был?

– Не был.

– Пойдём?

– Не пойду. Донесут. Да и дорого.

– Знаешь, и я не пойду.

– Тогда пойдём ко мне. У меня жена в Москве, а в холодильнике бутылка «Столичной» из торгпредской лавочки.

Тогдашние советские элиты, в отличие от элит нынешних, хорошо знали, что им можно, а чего нельзя.

От «Солидарности» это, правда, не уберегло.

P.S. А нынешней нашей элите стриптиз – можно. Однозначно, даже разрешения не надо спрашивать. И по деньгам, говорят, доступно. Такие сексуально-идеологические кульбиты.

* * *

Что хуже? Глухой застой или неумелое, бестолковое реформаторство? Ох, не знаю, и того и другого хлебнул. Пожалуй, что нахлебался. Будет, пожалуй.

А между тем, кажется, выходим на финишную прямую – такие, каковы есть.

* * *

И опять – Володин. Фронтовик. Из той же книжки 1999 года. Ну, люблю я его пьесы, фильмы, стихи.

Недвижно пылают закаты.

Рассветы восходят сурово.

Готовы к убийствам солдаты,

и беженцы к бегству готовы.


Готовы супруги к разлуке,

готовы к беде властелины.

Тем временем полдень

                            над лугом

склоняется, жаркий и длинный.


Готовы к обманам святоши

и к недоеданию дети.

Готовы могилы.

                    И всё же

Рассветы восходят и светят…


Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS