Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2024 г.
  4. № 24 (6938) (19.06.2024)
Политика СВО

Но мы живём!

Автор популярного сетевого проекта «Дневник СВО, Шебекино» рассказала о ситуации на многострадальной Белгородчине

21 июня 2024
Картина, ставшая для Белгорода привычной / Богдан Соболев / ИТАР-ТАСС

Ирина Пичугина сейчас живёт в Белгороде, пишет стихи и прозу, в шутку называет себя оптимальным мистиком, ненавидит войну и твёрдо знает, что мир придёт только с Победой. Мы беседовали с Ириной в разгар варварских обстрелов Белгорода украинской армией и всё же говорили не только о войне.

– Ирина, ситуацию в Бел¬городе трудно называть мирной, когда ракеты ВСУ летят на жилые дома, больницы, школы… Не страшно?

– Конечно, страшно. Мы живём в постоянной тревоге за жизнь близких, и под звуки вытягивающей душу сирены предупреждения о ракетной, артиллерийской, авиационной опасности, о прилётах БПЛА… Мы живём, прикрываемые радиоизлучением РЭБов и жизнями наших отважных воинов, день и ночь сражающихся в нескольких километрах от нашего дома. Мы живём под зонтиками героической ПВО. Но мы – живём! Молимся за наше воинство, за наших ангелов-хранителей, защитников Святой Руси. И как бы трудно ни было, когда жизнь твоя висит на волоске, когда каждый день слышишь мощные звуки войны, видишь её приметы: скорые, пожары и разрушения, – всё же упрямо ходишь на работу, исполняешь что должно и с болью понимаешь: страна пока не видит, не слышит, не верит, что вот он наступил, решительный для каждого момент, когда нам – быть или не быть!

– Даже сейчас, в разгар обстрелов, Белгород поражает чистотой и ухоженностью…

– Да, у нас чисто и красиво, но для приезжих это будет скорее «адреналин-тур». Люди с непривычки при каждом резком звуке приседают и пугливо оглядываются – мол, что это сейчас бабахнуло? Однако, например, предприятию погибнуть можно и не от снаряда ВСУ, а по весьма прозаической причине – нет соответствующих законов. Поэтому мы обращаемся к законодательной ветви власти с просьбой – в это рубежное для страны время приведите законодательство в соответствие с требованиями реальности!

Парадоксально, но факт: исполнительная власть до сих пор опирается на уложения мирного времени. Как можно защитить предприятия в зоне СВО, если страховые организации не имеют в списке страховых случаев ущерб от боевых действий или отказываются страховать бизнес вообще, а без страховки банки не выдают кредиты. То же в отношении налогового законодательства, да и иных сторон экономической жизни в приграничных областях. На войне нельзя жить по законам мирного времени.

– Даже живя в прифронтовом Шебекино, вы не забываете о творчестве, много пишете и стихов, и прозы, и публицистики. Музы не должны молчать, когда говорят пушки?

– Искусство – всеми признанная «мягкая сила». Посмотрите, на Западе искусство давно перенацелено с «воспевания жизни» на «воспевание смерти» – отсюда все эти изощрённые литературные течения... Но для нас искусство – камертон настройки народного духа, и для русских людей сегодня особенно велико значение духоподъёмного Слова.

– Вы уже полтора года ведёте «Дневник СВО, Шебекино». Как родилась эта идея? 

Фото из авторского блога Ирины Пичугиной

– Она родилась утром 1 июня 2023 года, когда на Шебекино обрушился всё сметающий огневой вал, когда пылал и дымил весь горизонт, и 60 тысяч жителей в один миг снялись с насиженных мест. В момент моего «исхода» из Шебекино со мной связалась корреспондент «Лента.ру», ей я дала свой первый рассказ – это и было начало «Дневника СВО, Шебекино». Люди валом повалили ко мне на страницу ВК за правдивым и детальным изложением событий, замалчиваемых в те времена центральными СМИ.

– У вас ведь и стихотворения, как вы сами говорите, «прикладные»?

– «Прикладное» получается как-то само собой. Ещё когда училась в начальной школе, написала на вольную тему о «долгострое» напротив моего дома. И тогда один начальник из курского СМУ взял моё сочинение и читал в назидание нерадивым строителям. Говорят, помогало.

Мне всегда хотелось рассказать о жизни, которая бурлила когда-то, но ушла. Было жаль, что всё пропадает бесследно, захотелось «остановить мгновение».

– Многие критикуют современную литературу…

– Литература бывает либо плохая, либо хорошая. Наша российская литература, как, впрочем, и мировая, растекается по полюсам: с одной стороны, это уныние с безнадёжностью бредущих к смерти, а с другой – героические попытки отстоять радость и надежду жизни.

– Как вам «Литературная газета»?

– «Литературка» – александрийский столп советских СМИ, настоящий флагман культуры, царила и царит в нашей семье. Признаюсь, скучаю по «людоведу и душелюбу Евгению Сазонову»,по литературной критике.

А как можно забыть великолепные пародии Александра Иванова?! Может, он и казался кому-то пристрастным, но, опасаясь попасться к нему на его пародийный «крючок», авторы всё же следили за языком своих сочинений. Думаю, одна из главных задач литературных СМИ – талантливо, ненавязчиво, но постоянно хранить и охранять от нападок богатство русского языка, богатство не меньшее, чем наши природные ресурсы.

– Вас не смущает засилье «англизированных» вывесок, да и общий низкий уровень владения русским языком даже на федеральных телеканалах?

– Приведу такой пример. В ноябре 2021 года в одном из интервью доктор филологических наук, проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Михаил Осадчий сказал: «Нам нужно двигаться к фонетическому принципу правописания, избегая случаев, когда написание и произношение сильно отличаются… Можно просто приблизить написание к произношению и тогда в освободившееся время мы занимались бы более важными делами…»

В этих словах хорошо проглядывает тенденция к отрыву современного варианта русского языка от того, на котором написана вся русская классика. Нам что, переводить Чехова и Достоевского на разные региональные «мовы», которые получатся в результате? Каждый регион России должен получить самостийность своего языкового варианта, как это случилось на Украине? Нам мало дичайших ошибок в правописании жертв обучения по чуждому нам фонетическому принципу? А что будет, когда закончатся корректоры с советским классическим образованием?

– У вас есть мечта?

– Японцы называют это словом «хэйан» – мир и покой. Был такой 400-летний период в японской истории с 794 до 1185 года. Вот бы и нам такой длительный период мира.

– Каким вы видите Белгород после войны?

– Таким же, как и всегда, но без сегодняшнего страха перед грядущим. А нашу Россию я хо¬тела бы увидеть вставшим на ноги Гулливером, разорвавшим наконец тонкие, но бесчисленные путы лилипутов, пригвоздившие было его к земле.


Тэги: Интервью Открытый доступ Белгород
Обсудить в группе Telegram

Григорий Саркисов

Родился в 1958 году в Баку в семье рабоче... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Михаил Любимов: «Я уже давно не верю в то, что человек произошёл от обезьяны»

    28.05.2025
  • Цель – победный мир

    22.05.2025
  • Без границ

    22.05.2025
  • Русских хотели обречь на вымирание

    07.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • Весна на «Азовстали»

    308 голосов
  • Новый человек – это свободный человек

    190 голосов
  • Русским быть невыгодно?

    154 голосов
  • Грех библейского Хама

    148 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS