Вечер в кафе «Синематограф» в центре Москвы был в разгаре, когда та, что его придумала, вдруг сказала:
– Если честно, то скоро буду только классику слушать… И вы потеряете ко мне интерес.
Кто её знает хоть немножко, тот понимал, что в этом не было никакой рисовки – она сказала, что думала. До этого момента, кстати, была как бы в тени – сидела вблизи сцены, чуть в сторонке. В самом начале вечера сказала о своём замысле, а потом только представляла с места друзей – певцов, актёров, музыкантов. Но ясно было, что, да, по-хорошему и по-доброму перед нами разыгрывается «Неформат». Именно так Джахан Поллыева и определила свою новую музыкально--поэтическую программу.
Происходило нечто необычное и для караоке-кафе, а, главное – для неё самой. Звучали в основном произведения на музыку Артёма Васильева. А он, можно сказать, весьма далёк от поп-музыки. У него, 44-летнего, за плечами композиторское отделение Московской консерватории и обучение в Королевской музыкальной академии (Лондон), где получил степени магистра и доктора. Как ни удивительно, но, даже не помня его фамилии, мы уж точно слышали сочинённые им мелодии. Почему я так уверен? Да потому, что это он писал музыку для таких кинофильмов, как, например, «Экипаж», «Тренер» и для целого ряда телесериалов, включая «Годунова». А ещё в 2013–2014 годах Артём Васильев вместе со студией И. Матвиенко участвовал в создании музыки к церемониям открытия и закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Игорь Матвиенко, кстати, тоже какое-то время был в зале за одним со мной столиком, но потом куда-то заспешил по делам, хотя успел порадоваться и за Артёма, и за Джахан, на стихи которой сам написал не одну песню.
В тот вечер было много пронзительных мелодий, простых, задушевных слов, которые и помогли родиться красивым мелодиям, как было и много замечательных исполнителей, которые тоже открывались с неожиданных сторон. Наверное, каждому, кто был приглашён Поллыевой на тёплый, абсолютно не формальный и не пафосный, в чём-то даже очень личный музыкально-поэтический вернисаж, понравилось что-то близкое именно ему. Кому-то пронзительное исполнение Анжелики Агурбаш – «Мы так подходили друг к другу… Но так и не подошли…». Кому-то «Ночь нежна» в новом прочтении этого образа, где свою интонацию внёс и певец Влади Блайберг. Или «Актёр», представленный Дмитрием Дюжевым. А кому-то исполнение Михаилом Башкатовым, по сути, мужского стихотворения «Я ждал тебя, как ждут прихода чуда, Совсем забыв, что ты на свете есть…». А кто-то был впечатлён искусством певицы Марии Маскулия из «Геликон-оперы» – ну, «неформат» же!
Лично я тоже сделал для себя маленькое открытие – это певица Настя Спиридонова, которую слышал, к стыду своему, впервые. У неё прекрасный голос, она глубоко чувствует мелодию и смысл слов и музыки, великолепно владеет исполнительской интонацией – что называется, берёт за живое: «А я обратно не хочу, А я во снах к тебе лечу… Взлетаю или вновь ко дну иду, иду…».
Эти короткие цитаты, увы, могут передать далеко не всё. Благодаря Насте и другим исполнителям романсово-блюзовым настроением невольно прониклись все, кто находился в зале. Было иногда и грустновато: «Но кто сказал, что может счастью обучиться, кто в нём ни разу не бывал?»
Но ведь хочется верить!
Когда после вечера я оказался на улице, где мелькали такси и кто-то заезжал на бензозаправку, расположенную рядом, а сам город уже опустел, я всё же не ощущал одиночества. Что-то уже согрелось внутри от стихов и музыки. Даже в суетном и жёстком мегаполисе ночь, оказывается, может быть нежной. Особенно, если до Нового года всего два шага.
Владимир Сухомлинов