Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ночь терзаний

01 января 2007

«НОЧЬ МУЗЕЕВ» ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

В этом году «Ночь музеев» прошла в столице с небывалым размахом: 60 музеев, 35 выставочных залов, 42 галереи и шесть арт-центров, более 300 мероприятий и 500 экскурсий. Но за этими впечатляющими цифрами проглядывают, как мидасовы уши, наша извечная неорганизованность и необоримая тяга к дармовщине в любом её проявлении.

Начнём с того, что в наших пределах надо придумывать для этой международной акции какое-то другое название. Даже самые продвинутые её участники – всяческие галереи и выставочные залы современного искусства – работали только до 2.00. Музеи-усадьбы, благодаря тому что основные мероприятия проходили у них на открытом воздухе, продержались примерно до полуночи, а музеи классически-академические в большинстве своём опустели уже к 23.00 (ГМИИ им. Пушкина закрылся ещё в 21.00). Так что некоторые любители ночной жизни, впервые решившиеся на это время суток передислоцироваться из клубов и лаунжей в музейные пространства, были несказанно удивлены: для них в два часа ночи всё только начинается! Были случаи, когда объяснения музейных сотрудников не производили на распалившихся посетителей должного впечатления и дело доходило до открытого хамства, а то и до «силовых приёмов», так что приходилось прибегать к помощи охраны. Да, на улицах были и афиши, и перетяжки, и перед зданиями музеев висели объявления, но, видимо, наши граждане не только книг не читают.

Разумеется, не все из тех, кто собирался гулять по музеям до рассвета, были столь агрессивно настроены. А вот расстроены были многие, поскольку метро в эту ночь работало в обычном режиме, а такси, увы, далеко не всем в нашем городе по карману. В идеале было бы здорово продлить время работы метрополитена, как это делается в исключительных случаях, чтобы «безлошадники» не чувствовали себя отверженными и обделёнными. Понимаю, что «Ночь музеев» не День Победы, не Пасха и даже не Новый год. Равно как понимаю и то, что такая мера весьма затратна. Но, может, вспомним о том, что не всё измеряется деньгами? Тем более что мы так много и так красиво говорим о возрождении духовности, приобщении к культурным ценностям и т.д. и т.п.

Транспортная проблема имела в эту ночь и ещё один невесёлый аспект. На сайтах Департамента культуры и организаций-партнёров акции было заявлено, что между самыми интересными объектами будут курсировать бесплатные автобусы. Идея блестящая: за одну ночь можно объехать несколько площадок, не нужно бегать по метро и вообще сэкономишь физические силы для общения с прекрасным. Но, естественно (увы!), места стоянок этих автобусов указателями не снабдили, расписание движения не вывесили, поэтому обнаружить сии средства межмузейного передвижения удалось далеко не всем заинтересованным лицам.

Но думается, что кульминацией акции практически для всех к ней приобщившихся стала не экскурсия по залам выбранного музея, а аттракцион под названием «очередь». Чтобы попасть на Бородинскую панораму или в Исторический музей, нужно было отстоять около двух часов, а то и больше. При этом многие музеи, следуя раз и навсегда установленному порядку, переставали пускать посетителей за час до закрытия. Так что и долгое стояние в очереди отнюдь не являлось гарантией попадания в музей. Разбираться в феномене музейных очередей можно долго и подробно, но у меня нет уверенности в том, что это будет эффективно. Одна из объективных причин – ограниченная «пропускная способность» большинства музеев: невозможно по историческим паркетам пропустить за три-четыре часа несколько тысяч посетителей. Кусковский дворец, в конце концов, не «Винзавод» и не «Гараж». Да и для хранящихся в таких музеях экспонатов аншлаг категорически противопоказан. А представьте себя на месте музейных служительниц, которым через каждые тридцать секунд приходится напоминать слишком увлёкшимся посетителям (в «Ночь музеев» среди них едва ли не половину составляют неофиты) о том, что не стоит пытаться присесть на приглянувшийся им ампирный диван или трогать руками приведшие в восхищение кабинетные часы эпохи рококо. Правда, стоит признать, что отнюдь не всеми в эту ночь двигала лишь чистая любовь к искусству. Многих просто манила возможность попасть куда-нибудь бесплатно. И это при том, что цены на музейные билеты в обычные дни заоблачными никак не назовёшь.

И наконец, одно наблюдение, наводящее на грустные размышления. Компания Buro 17, сопартнёр московской «Ночи музеев», организовала пресс-тур для журналистов. Хорошая идея, не правда ли? Да вот какая странность: маршрут тура пролёг только по музеям и арт-площадкам современного искусства. Я намеренно не перечисляю их названия, дабы не создавать им дополнительной рекламы. Единственным исключением стал Музей Маяковского (филиал Третьяковки на Крымском Валу, разумеется, не в счёт). В связи с этим возникает вопрос: почему в маршрут не были включены, так сказать, академические музеи? Вариантов ответа на этот вопрос у меня как минимум два. Первый: сотрудники Buro17, несмотря на то что провели предварительный опрос журналистов, всё-таки составили план поездки сообразно собственным художественным предпочтениям. Второй: сами контемпорарные площадки подсуетились, чтобы попасть в маршрут пресс-тура. Тогда можно только пожалеть, что музеи классические об этом не позаботились, – имидж-то поддерживать надо, информационные поводы создавать, несмотря на устоявшуюся и более чем заслуженную репутацию. Интересно, какой ответ ближе к истине? И каким будет сценарий развития событий через год?..

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS