По каналу «Россия 1» показали очень интересный документальный фильм «Адъютант его превосходительства. Личное дело». В будний день, в ноль часов 10 минут. На радость страдающим бессонницей, ночным сторожам и совам. Жаль, что в межпрограммном пространстве «России 1» не нашлось места хотя бы для анонса этой увлекательной документалистики, чтобы расширить аудиторию (эфир безнадёжно оккупирован рекламой Максима Галкина).
Исследование истории создания «Адъютанта…» удалось сделать захватывающим зрелищем. Создатели фильма (сценаристы Ирина Чернова, Станислав Ефросинин, режиссёр Максим Файтельберг) рассказали о прототипе капитана Кольцова – Павле Васильевиче Макарове, настоящем адъютанте генерала Май-Маевского. Предложили интереснейшие факты и свидетельства о Макарове – участнике Гражданской, герое Отечественной, показали уникальные архивные кадры.
Интригующая история создания сценария «Адъютанта…», борьба за авторство между теми, кто есть в титрах, и теми, кто остался за кадром, всё это преподнесено деликатно и взвешенно. Очень интересны впечатления о фильме Юрия Соломина, Евгения Ташкова, любопытны свидетельства уже взрослого Александра Милокостова (блестяще сыгравшего мальчика Юру Львова) и Татьяны Иваницкой (роль трогательной и странной возлюбленной Кольцова стала для неё единственной работой в кино).
Несколько огорчили неуместные попытки авторов фильма сыграть на старой шарманке знакомую антисоветскую мелодию. Хотя, возможно, без этой темы появиться на экране ТВ в нынешние времена просто невозможно. Ритуальные обличения цензуры (фильм четыре (!) месяца не выпускали на экран) выглядели несколько наивно. Пытались «раскрутить» Юрия Соломина на разговор о вырезанной «постельной» сцене, артист добродушно заметил: «Ежу было понятно – вырежут… И что? Разве фильм без этого потерялся? Нет!»
А вот актёр Александр Клюквин, читавший не только закадровый текст, но и появившийся в кадре в качестве эксперта, удивился, что «Адъютант…» вообще вышел на экран, что цензура пропустила новый взгляд на Белое движение: «То ли не увидели, то ли не поняли…» Вообще авторы картины были поражены, что белые «предстают не привычными злодеями, а нормальными людьми, тоже любящими Россию».
Да, действительно странно, особенно глядя из сегодняшнего дня… Интересно, а есть ли шанс во времена свободы слова увидеть современное кино, где будет хотя бы один нормальный красный, любящий Россию? Или нужно пересматривать «Адъютант его превосходительства»?