Прекрасные лица России. Русские писатели XIX–ХХ веков: Физиогномика. Хиромантия. Астрология. – М.: Арт Хаус медиа. – 128 с., 650 экз.
Что будет, если с точки зрения китайской, американской и западноевропейской физиогномики анализировать лица прославленных писателей? Некоторые ответы из весьма интересной книги мы предлагаем вашему вниманию.
Нос и Гоголь – две стороны одной медали. Когда мы думаем о лице Гоголя, мы непременно вспоминаем его нос – длинный, тонкий, острый, похожий на бритву или остро заточенный нож. Сам Гоголь, как известно, был чрезвычайно чувствителен к своему носу. Этот орган вызывал у него поистине душевный трепет и какое-то особенное внутреннее сродство. Носу он посвятил одну из самых своих пронзительных и смешных петербургских повестей («Нос»): что будет, если у человека исчез с лица нос? К тому же он на три чина выше своего хозяина, гуляет по Петербургу, молится в церкви и не желает возвращаться на законное место…
Что же в физиогномике символизирует нос? Он отвечает за здоровье, социальный статус, сексуальность, величину жизненной энергии, отношение к труду, а также умение обращаться с деньгами… Длинный гоголевский нос (особенно в профиль) – показатель долгосрочных планов и аккумулятор новых идей. Гоголь точно ловит идеи из воздуха. Реализует ли он уловленные идеи, материализует ли их в конкретный продукт – в книги, это уже дело подбородка: насколько волевой у писателя подбородок. А он, надо сказать, очень волевой, даже чересчур…
В китайской физиогномике такой тип носа, которым наделён был Гоголь, называют Мечом. Он длинный, острый, костистый и твёрдый на ощупь. Подобный нос выдаёт человека трудного в общении, с которым нелегко сойтись из-за его высокомерия и гордыни, хотя в глубине души он может быть очень застенчивым и добрым.
Мысль, которая дышит, где хочет, нематериальная фантазия, дух юмора материализовались в предельно плотского, мясистого, солидного и величественного Тельца Козьму Пруткова.
Забавно разбирать физиономию несуществующего писателя, анализировать его черты лица на основе вымышленной биографии, трактовать гороскоп выдуманного человека…
Конечно, главное в физиономии Козьмы Пруткова – широкие, густые, кустистые брови, сросшиеся на переносице. Согласно описанию Владимира Жемчужникова, по цвету это – рыжие брови. Если верить западноевропейским и американским физиономистам, густые брови, как показатель стиля и способа мышления индивида, указывают на непрекращающуюся ни на мгновение работу мысли, что так характерно для Козьмы Пруткова, плодовитого писателя, охватившего своим необъятным умственным кругозором невероятное число предметов и тем… Ямочка на подбородке – игривость и оптимизм, странно противоречащие суровым кустистым бровям. Но ведь человек и соткан из противоречий! Кстати, складка на щеках Козьмы Пруткова (она поднимается от подбородка, мимо уголков губ, к щекам) есть явный признак остроумия. Это – «складка балагура». А глубокий, широкий желобок под носом – свидетельство многодетности Козьмы Пруткова.
Какое ухо было у Пушкина? На портрете Бруни мы видим глубокую красивую ушную раковину, не перерезанную внутренними перегородками. Это поистине ухо писателя! Такое ухо выражает глубину созерцания и силу философского осмысления наблюдаемой и проживаемой писателем жизни. Подобное гармоничное ухо с такой же глубокой раковиной было у Достоевского и Льва Толстого.
«Огнём исполненные очи» – этот стих из пушкинского стихотворения «Друзьям» («К чему, весёлые друзья») словно рисует глаза самого поэта. В пушкинских глазах – зеркале души – сверкают вдохновение, любовь к жизни, поэтическая мысль, радость и веселье; в них сквозит «светлая печаль»; светится глубина познания жизни и читается попытка проникнуть в её тайны. «Огнём исполненные очи» поэта – вот что прежде всего хотели сохранить для потомства портретисты Пушкина…
…чтобы представить себе более или менее похожий портрет… губы Пушкина стоило бы взять с портрета Тропинина; глаза – с портрета Кипренского, Вивьена и Райта; скулы и подбородок – с посмертной маски Гальберга; ухо – с картины Бруни, изобразившего Пушкина в гробу; нос и овал лица – с картины Линева; брови – с картин Линева и Кипренского.
Губы Толстого образуют фигуру так называемого «творческого рта»: он самой природой наделён художественной одарённостью, умом, искренностью, великодушием, щедростью к людям – всем лучшим, что может быть в природе человека. Ещё, согласно той же китайской физиогномике, рот Толстого по форме напоминает «лук», что также даёт очень благоприятные прогнозы: долгую, насыщенную событиями жизнь, дружелюбие, финансовую состоятельность в любые периоды существования человека.
Нижняя губа Толстого заметно толще верхней. Дар убеждения, чувство слова, красноречие – вот что это означает. Правда, для людей с более широкой нижней губой важна практическая сторона жизни. Их девиз: больше делать – меньше говорить. Мы знаем, как Толстой, в сущности с самого детства, ненавидел пустословие, лицемерие и краснобайство. Его жажда практической деятельности была неуёмной: пахать вместе с крестьянами, тачать сапоги в московском доме в Хамовниках, столярничать…
Руки Толстого. Широкая кисть, свисающая со спинки кресла, растопыренные, вовсе не тонкие, не поэтические пальцы. По большому счёту они и должны быть такими. Это пальцы прозаика, немалая длина которых позволяет создавать и отшлифовывать до блестящего состояния художественные детали (для прозаика немыслим мир без подробностей, деталей), в то время как широкая кисть – способность синтезировать разрозненные детали, охватить целое и привести его к законченному, гармоничному единству. Кроме того, растопыренные пальцы – пальцы новатора в любой сфере деятельности… Оборотная негативная сторона таких расставленных, как бы независимых от своих собратьев пальцев – гордость, тщеславие, временами доходящее до гордыни, упрямство в отстаивании собственной позиции, подчас переходящее в фанатизм.