Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Носить ли папаху летом?

01 января 2007

ДОКУМЕНТАЛЬНО

Командующие фронтами на заключительном этапе Великой Отечественной войны (слева направо), 1-й ряд: И.С. Конев, Какие только абсолютно абсурдные нелепицы не выявляются в ходе социологических опросов молодёжи, проводимых в канун Дня Победы! То в Великой Отечественной воевали одни американцы с фашистской Германией, то Гитлер с русскими объединился против Америки, а то и вовсе смекалка фельдмаршала Кутузова помогла русскому народу разбить всех во Второй мировой войне.

Не лучше и со знанием имён и дел полководцев. Сами попробуйте поспрашивать молодых, кого они знают. И увидите, что вспомнят три-четыре имени. Ну… Жуков, Рокоссовский, Малиновский, Конев… А ведь история впитала в себя потрясающие боевые повести о десятках выдающихся военачальников. Некоторые из этих повестей взялись донести до широкой общественности авторы цикла документальных фильмов «Полководцы Великой Победы».

– Идея серии фильмов о полководцах возникла в 2004 году, когда накануне 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне правительство Москвы объявило конкурс на тематический документальный фильм, – рассказывает Сергей Ховенко, генеральный директор киностудии «СМ-Фильм». – Толчком к созданию цикла послужила старая чёрно-белая фотография «Маршалы». Глядя на неё, невольно задумываешься, что узнаёшь буквально двух-трёх человек, и становится стыдно. Вот мы и взялись напомнить молодым современникам о героях Великой Отечественной, чьи имена незаслуженно забыты.

Документальный цикл «Полко-водцы Великой Победы» состоит из трёх частей. В каждой по четыре фильма хронометражем 26 минут. В первую часть цикла, которая была показана на канале ТВ Центр в 2005 году, вошли фильмы о Николае Кузнецове, Фёдоре Толбухине, Иване Баграмяне и Кирилле Мерецкове. Сейчас завершается монтажно-тонировочный период второй части, в которую вошли фильмы о других значительных фигурах – Леониде Говорове, Андрее Ерёменко, Николае Ватутине и Родионе Малиновском. В основе каждой истории документального цикла – личность в условиях военного времени, ключевые события и поступки, объясняют которые в том числе и флешбеки-вставки из биографии героя.

– Да, молодёжь не так-то просто завлечь неигровым кино, – говорит продюсер Наиль Мансуров. – Документальная картина у многих прочно ассоциируется с чёрно-белым видеорядом, нудным, официозным повествованием. Однако современные технологии позволяют здорово разбавить подобную статичность: реконструкция событий с участием актёров, спецэффекты и компьютерная графика, оригинальный видеоряд и музыкальное сопровождение. Ну и, несомненно, интересные факты. К примеру, вы знаете, что Малиновский обладал тонким чувством юмора? Однажды некий полковник пожаловался ему: «Родион Яковлевич, вот зимняя форма у нас отличается от формы других старших офицеров – у нас, у полковников, есть папаха. А летом – никаких отличий!» На что Малиновский ответил: «Ну что ж… носите папаху летом!»

Связующим звеном между прошлым и современностью в каждом фильме выступает ведущий – актёр Сергей Варчук. На должность ведущего был объявлен кастинг, и именно Сергей, у которого был опыт подобной работы, смог искусно балансировать на грани времён, увлекая зрителя в лабиринты истории. Где-то он с хитрым прищуром изображает Сталина, а через мгновение он – комбриг, представший перед Верховным главнокомандующим, а вот он же – наш современник в местах боевой славы. Земля, по которой ходит ведущий, рассказывая о героях Победы, буквально дышит историей и помнит вой и стоны войны.

Историческую линию фильмов вёл военный историк Вадим Щукин, который стал и соавтором цикла. Достовернее донести события помогали консультанты из Министерства обороны, родственники полководцев и материалы из Российского государственного архива кинофотодокументов в Красногорске.

– У нас не было задачи выдвинуть новую версию исторических событий. Мы рассказываем так, как было на самом деле, по свидетельствам людей и документов, – объясняет Наиль Мансуров. – Можно по-разному относиться к тому или иному событию, человеку, но в основе нашего видения – реальные поступки реальных людей. Мы их не оцениваем, не интерпретируем. Мы о них напоминаем, свидетельствуем, но без червоточинки, знаете, без тёмненьких намёков, хотя в каждой серии есть о чём задуматься.

Остаётся лишь добавить, что цикл выйдет на ТВ-экраны в канун 65-летия Победы.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS