Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ностальгия с юмором

01 января 2007

ЭКРАНИЗАЦИЯ

Дочери генеральши – ссора за обедомВ павильонах «Мосфильма» заканчиваются съёмки четырёхсерийного телефильма по мотивам одноимённого произведения Саши Чёрного «Солдатские сказки».

В прошлом выпуске «Нашего московского кино» мы рассказывали о первой экранизации произведений российского писателя Саши Чёрного. Сейчас киностудия «Ракурс» заканчивает съёмки картины, которая выходит в рамках Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов.

Заходишь в один из павильонов и оказываешься в настоящем сосновом лесу. Проходишь по тропинке вглубь и попадаешь на берег лесного озера, заросшего плотным камышом. И даже не удивляешься, когда директор картины Алексей Матросов на полном серьёзе говорит, что в этом озере водятся русалки. Правда, сейчас мы их не увидим, поскольку на поверхности они появляются строго по графику. По съёмочному графику.

Декорации старой МосквыЗаходишь в другой павильон. Декорации старой Москвы, гостиная генеральского дома, старинная дубовая мебель, массивный патефон… Здесь повезло больше – мы попали на обед в семью генерала. Стол ломился от обилия еды, какой сегодня не сыскать даже в супермаркетах. Поднос с настоящим окороком, запах от которого витал над столом, вазочки с чёрной икрой, какие-то неизвестные мне закуски и салаты, экзотические графины с наливками и водочкой, искрящиеся хрустальные бокалы и столовое серебро… Правда, к столу меня не пригласили – реквизит! Хотя вся еда – натуральная.

График работы над фильмом очень плотный, съёмки ведутся по 12 и более часов в день. Тем не менее в коротких перерывах нам удалось поговорить с режиссёром-постановщиком картины Дмитрием Фёдоровым.

– Отчасти это вынужденное решение – снимать сказку в павильонах, – говорит он. – Съёмочный период «Солдатских сказок» приходится на осень и начало зимы. А по сюжету действия происходят летом. Поэтому Режиссер Дмитрий Крылов и актёр Михаил Крылов (солдат Бородулин) обдумывают эпизодосновная часть фильма снимается в павильонах. На натуре, конечно же, снимать было бы проще.

Тем не менее создатели фильма часть картины сняли на натуре в середине сентября. Потом придумали такое решение: фильм начинается на натуре, а после встречи главных персонажей картины – солдата Левонтия Бородулина и Чёрта – герои попадают в какой-то странный виртуальный мир, который киношники постарались воспроизвести в павильонах «Мосфильма».

Снимать натуру в павильоне очень сложно, работа кропотливая.

– Но при этом, неожиданно даже для меня, – продолжает режиссёр, – мне нравится то, что мы сняли. Это выглядит необычно, странно и забавно во многом благодаря мастерству нашего оператора-постановщика Яна Вороновского. Мне очень нравится, как он ставит свет, – всё сразу оживает, начинает дышать.

По мнению создателей фильма, «Солдатские сказки» Саши Чёрного сегодня весьма актуальны, как любая классическая литература.

Генеральша (народная артистка России Ольга Блок-Миримская);   Фото автора– Я слышу в «Сказках» гоголевские мотивы, – рассказывает режиссёр Дмитрий Фёдоров. – На мой взгляд, у признанных классиков этого жанра, которыми являются Салтыков-Щедрин, Лесков, Булгаков, есть некая гоголевская линия. Мне кажется, по отношению к нашей родине сатира этих произведений будет актуальна всегда, как дураки и дороги. «Ревизора» можно читать каждый день и понимать, что это просто свежие новости! В этом смысле и юмор Саши Чёрного очень актуален.

«Солдатские сказки» были написаны в эмиграции, на Французской Ривьере, незадолго до смерти писателя. Чёрный понимал, что в Россию он уже никогда не вернётся. Может быть, поэтому сочинение пропитано какой-то пронзительной теплотой ко всему, что он описывает.

– Меня сильно поразило то, что в отличие от Салтыкова-Щедрина или Лескова «Солдатские сказки» Чёрного – это не сатира, а очень добрый и милый юмор, – продолжает Дмитрий Фёдоров. – Здесь всё очень тепло и ностальгично. Он писал о стране, которой, как ему казалось, уже не существует. Поэтому даже отрицательные герои – очень милые, обаятельные и все какие-то глуповато-смешные. Автор не издевается, не унижает действительность, а наоборот, вспоминает её со слезой. Это мне кажется важным элементом, который я стараюсь пронести через всю картину.

При этом драматургически и идеологически «Солдатские сказки» очень простодушны. Здесь есть архетипы русских народных сказок: бравый солдат, чёрт, государь, генерал… По словам актёров, играть сказку очень приятно, она во многом «завязана» на словесной игре, на богатстве русского языка, который Саша Чёрный знал и любил.

– Сказка – это условный мир, – продолжает режиссёр Дмитрий Фёдоров, – поэтому здесь можно работать ярче и свободнее. А насколько это у нас получилось – судить зрителю.

Что ж, посмотрим, тем более что ждать осталось недолго – картина будет готова в середине следующего года.

Геннадий ШАЛАЕВ

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Шалаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS