В павильонах «Мосфильма» заканчиваются съёмки четырёхсерийного телефильма по мотивам одноимённого произведения Саши Чёрного «Солдатские сказки».
В прошлом выпуске «Нашего московского кино» мы рассказывали о первой экранизации произведений российского писателя Саши Чёрного. Сейчас киностудия «Ракурс» заканчивает съёмки картины, которая выходит в рамках Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов.
Заходишь в один из павильонов и оказываешься в настоящем сосновом лесу. Проходишь по тропинке вглубь и попадаешь на берег лесного озера, заросшего плотным камышом. И даже не удивляешься, когда директор картины Алексей Матросов на полном серьёзе говорит, что в этом озере водятся русалки. Правда, сейчас мы их не увидим, поскольку на поверхности они появляются строго по графику. По съёмочному графику.
Заходишь в другой павильон. Декорации старой Москвы, гостиная генеральского дома, старинная дубовая мебель, массивный патефон… Здесь повезло больше – мы попали на обед в семью генерала. Стол ломился от обилия еды, какой сегодня не сыскать даже в супермаркетах. Поднос с настоящим окороком, запах от которого витал над столом, вазочки с чёрной икрой, какие-то неизвестные мне закуски и салаты, экзотические графины с наливками и водочкой, искрящиеся хрустальные бокалы и столовое серебро… Правда, к столу меня не пригласили – реквизит! Хотя вся еда – натуральная.
График работы над фильмом очень плотный, съёмки ведутся по 12 и более часов в день. Тем не менее в коротких перерывах нам удалось поговорить с режиссёром-постановщиком картины Дмитрием Фёдоровым.
– Отчасти это вынужденное решение – снимать сказку в павильонах, – говорит он. – Съёмочный период «Солдатских сказок» приходится на осень и начало зимы. А по сюжету действия происходят летом. Поэтому основная часть фильма снимается в павильонах. На натуре, конечно же, снимать было бы проще.
Тем не менее создатели фильма часть картины сняли на натуре в середине сентября. Потом придумали такое решение: фильм начинается на натуре, а после встречи главных персонажей картины – солдата Левонтия Бородулина и Чёрта – герои попадают в какой-то странный виртуальный мир, который киношники постарались воспроизвести в павильонах «Мосфильма».
Снимать натуру в павильоне очень сложно, работа кропотливая.
– Но при этом, неожиданно даже для меня, – продолжает режиссёр, – мне нравится то, что мы сняли. Это выглядит необычно, странно и забавно во многом благодаря мастерству нашего оператора-постановщика Яна Вороновского. Мне очень нравится, как он ставит свет, – всё сразу оживает, начинает дышать.
По мнению создателей фильма, «Солдатские сказки» Саши Чёрного сегодня весьма актуальны, как любая классическая литература.
– Я слышу в «Сказках» гоголевские мотивы, – рассказывает режиссёр Дмитрий Фёдоров. – На мой взгляд, у признанных классиков этого жанра, которыми являются Салтыков-Щедрин, Лесков, Булгаков, есть некая гоголевская линия. Мне кажется, по отношению к нашей родине сатира этих произведений будет актуальна всегда, как дураки и дороги. «Ревизора» можно читать каждый день и понимать, что это просто свежие новости! В этом смысле и юмор Саши Чёрного очень актуален.
«Солдатские сказки» были написаны в эмиграции, на Французской Ривьере, незадолго до смерти писателя. Чёрный понимал, что в Россию он уже никогда не вернётся. Может быть, поэтому сочинение пропитано какой-то пронзительной теплотой ко всему, что он описывает.
– Меня сильно поразило то, что в отличие от Салтыкова-Щедрина или Лескова «Солдатские сказки» Чёрного – это не сатира, а очень добрый и милый юмор, – продолжает Дмитрий Фёдоров. – Здесь всё очень тепло и ностальгично. Он писал о стране, которой, как ему казалось, уже не существует. Поэтому даже отрицательные герои – очень милые, обаятельные и все какие-то глуповато-смешные. Автор не издевается, не унижает действительность, а наоборот, вспоминает её со слезой. Это мне кажется важным элементом, который я стараюсь пронести через всю картину.
При этом драматургически и идеологически «Солдатские сказки» очень простодушны. Здесь есть архетипы русских народных сказок: бравый солдат, чёрт, государь, генерал… По словам актёров, играть сказку очень приятно, она во многом «завязана» на словесной игре, на богатстве русского языка, который Саша Чёрный знал и любил.
– Сказка – это условный мир, – продолжает режиссёр Дмитрий Фёдоров, – поэтому здесь можно работать ярче и свободнее. А насколько это у нас получилось – судить зрителю.
Что ж, посмотрим, тем более что ждать осталось недолго – картина будет готова в середине следующего года.