Талант по наследству не передаётся?
Как-то моя университетская подруга спрашивала меня, что я думаю об одном актёре – сыне очень знаменитого артиста. Я ответила ей, что мне совершенно не интересны потомки наших академиков или великих деятелей культуры, которые уже в пелёнках объявляются также академиками или «небожителями по наследству» в нашей науке и культуре. Их всегда можно отличить от людей, которые завоёвывают своё положение в обществе благодаря собственным заслугам и таланту, по брезгливому, презрительному тону и манере говорить, как бы через силу и свысока с теми, кто не имел таких родителей, как они.
Однажды неожиданно к моей тяжелобольной дочери приехал её одноклассник, сын выдающегося актёра и поэта и снисходительно свысока сказал ей: «Ты, говорят, стишки пишешь!» Моя очень ранимая дочь после этих слов замкнулась и весь вечер, пока он и его друг, тоже одноклассник, были у неё, с ним не разговаривала.
Когда смотришь основные каналы ТВ, то создаётся впечатление, что все наши ведущие престижные творческие вузы заняты обучением преимущественно детей всевозможных деятелей искусства, поскольку у многих из артистов молодого поколения и прочих участников телевизионных программ оказываются хорошо известные фамилии их талантливых отцов.
Конечно, мы все знаем, что в театральной среде всегда существовала семейная преемственность у артистов. Но, увы, выдающаяся интеллектуальная одарённость и яркий талант далеко не всегда наследуются потомками и, более того, в большинстве случаев совсем потомкам не передаются. Можно научить их приёмам своего ремесла, но они так и останутся всего лишь «ремесленниками», и никогда не станут талантливыми «творцами».
Правда, в теперешнее время научились создавать «фальсификат» таланта, убеждая общественность через массированную рекламу в достоинствах одиозных личностей, которых хотят раскрутить, но это требует больших денег и соответствующих связей, что недоступно действительно талантливым людям, но не имеющим таких влиятельных и известных родителей или покровителей. Поэтому за почти тридцать лет существования в стране «либерального правления» у нас появилось менее десятка известных действительно талантливых драматических актёров из «непотомков», а из «потомков» и вовсе единицы, причём мне вспоминается почему-то лишь любимая мною дочь нашего замечательного режиссёра Марка Захарова.
Должна признаться, что я никогда не была театралкой, поскольку после рождения дочери у меня просто не было времени на театры и концерты. Поэтому мои впечатления от театра лишены предвзятости и зашоренности, а скорее напоминают реакцию мальчика – героя сказки о «Голом короле».
Новая интерпретация или профанация?
Я помню, каким «новатором» прослыл в своё время Спесивцев, о котором сейчас, кажется, мало кто знает, когда он отказался от декораций и костюмов в своих спектаклях.
Но у меня от этих постановок осталась в памяти только пыльная «простыня» во всю сцену, под которую залезали время от времени артисты в течение всего действа.
На следующем этапе «новаторства» театральные режиссёры стали сооружать на сцене какие-то странные конструкции, по которым предлагали бегать и прыгать несчастным актёрам совершенно «невпопад» по отношению к действию пьесы.
Причём этот азарт «новаторства», превратившийся в примитивную «моду» и «обезьянничанье», заразил даже оперных режиссёров, которые, стремясь подчеркнуть, что они тоже идут в ногу со временем, ставили на край оперной сцены разбитый легковой автомобиль ни к селу ни к городу. Мне довелось увидеть такую картину в театре «Геликон-опера», когда я отважилась пойти в этот театр послушать оперу «Кармен», причём вся постановка этой оперы произвела на меня впечатление хорошей самодеятельности.
Та же самая нелепость и безвкусица наблюдались в то время и в Большом театре, когда постановку оперы Моцарта «Волшебная флейта» имела несчастье посетить моя дочь.
Почему-то режиссёрское «новаторство» у нас обычно проявляется в каких-то неестественных абсурдных действиях, которые в народе называют выпендрёжем и которые не имеют никакого отношения к содержанию и смыслу спектакля. Также все они охвачены желанием осовременить классику и самоутверждаются таким некорректным способом, когда начинают произвольно обращаться с авторским текстом, нескромно полагая, что они лучше автора знают, как надо было написать данную пьесу.
Например, в театре «Современник» прибалтийский режиссёр ставил «Горе от ума» Грибоедова. Спектакль был так разрекламирован и наделал столько шума среди театралов, что даже наш президент решил его посмотреть. Но всё новаторство заключалось в том, что артистов заставили произносить текст пьесы такой скороговоркой, как будто это было упражнение по выработке дикции, да ещё режиссёр выбросил по своему произволу весь текст из последнего действия, заменив его «немой сценой». Мне было жаль грибоедовского текста, который был выброшен и который был значительно талантливее «новаторских» режиссёрских выдумок.
Большинство наших режиссёров в своём «новаторстве» лишь повторяют те приёмы, которые можно позаимствовать из зарубежной моды. Именно в их среде широко распространено тиражирование удачных находок отечественных и, особенно, зарубежных коллег. Эти же пороки присущи и многим нашим кинорежиссёрам.
Также у меня остались разочарование и усталость от спектакля неизвестного мне, кажется, американского автора на сцене под крышей в МХТ. В очень маленьком зале с расположенными амфитеатром немногочисленными рядами и зрители, и актёры хорошо видели друг друга. Пьеса была настолько скучная, а малюсенькая площадка-сцена внизу такая неинтересная с унылыми немногочисленными декорациями, что весь спектакль держался на одном великолепном и хорошо известном актёре. К середине пьесы я уже стала ждать с нетерпением, когда же спектакль окончится, и посмотрела на наручные часы. Мой взгляд заметил этот уважаемый мною артист, и мне было очень жаль, что так случилось. Я с тоской вспомнила, какое потрясение я испытала в школьные годы во МХАТе на спектакле «Бесприданница» Островского, когда играли Кторов и Роек и зрители не замечали ни декораций, ни костюмов, увлечённые происходящим на сцене. Очень жаль, что прекрасные артисты не всегда имеют возможность играть достойные их таланта роли.
Опера для богатых и телесериалы для бедных
Я не очень люблю драматический театр и с детства влюблена в музыку и музыкальный театр с оперой и балетом. В старших классах школы перед зимними каникулами мы с моей младшей сестрой всю ночь стояли в очереди к кассам Большого театра и покупали билеты на все спектакли, которые можно было посетить в каникулы.
Таким образом, я имела возможность увидеть и услышать всех выдающихся певцов и певиц «золотого века» Большого театра. Так как я хорошо помню гениальные постановки оперных и балетных спектаклей в этом театре, то мне есть с чем сравнивать то, что происходит в театрах сегодня. Конечно, в те сталинские времена выдающиеся певцы и певицы не могли уехать из страны и петь за рубежом, им приходилось петь для отечественных слушателей, благодаря чему мы имели возможность услышать оперы в великолепном исполнении. Сейчас такое удовольствие могут получить только достаточно богатые люди, у которых есть средства, чтобы посетить оперные театры Италии, Австрии и других стран.
В Москве любители оперы вынуждены довольствоваться нашими немногочисленными оперными театрами, в которых поют отнюдь не выдающиеся певцы и которые я назвала бы «оперными театрами для бедных».
Что же касается Большого театра, то он так долго был в отчаянном состоянии, когда оперные и балетные спектакли производили убогое впечатление и только отдельные певцы и артисты балета выделялись своим талантом и добросовестностью. Но, к сожалению, у Большого театра нет такого покровителя, как Гергиев в Петербурге, а без щедрого финансирования вряд ли его можно возродить и снова сделать нашей национальной гордостью и театром для всей страны, а не только для тех, у кого есть деньги.
Так как мне в силу своего возраста стало трудно посещать театры и концерты, я компенсирую эту утрату тем, что слушаю на CD-дисках записи опер и голосов великих певцов, а также замечательных исполнителей инструментальной музыки и симфонические произведения. Сейчас очень модно стало снобистски заявлять, что надо слушать «живую музыку», но не всегда эта «живая музыка» исполняется на хорошем уровне и, по моему мнению, лучше уж слушать записи выдающихся исполнителей, чем тратить время на посредственных в «живом исполнении».
Я не берусь судить о телевизионных сериалах – как о телевизионных мелодрамах, так и о многочисленных боевиках и других остросюжетных телефильмах, которые я просто не смотрю. Но один преуспевший автор сериалов на телеканале «Культура» сообщил в связи с этими кинематографическими поделками, что сейчас благодаря им наблюдается «расцвет российской драмы». Но я имела возможность случайно узнать, что сериалы являются коллективным творчеством: один сочиняет сюжет, другие сочиняют диалоги, монологи и т.д., так что вряд ли большинство сериалов можно считать действительно драматическими произведениями литературы, а скорее следует относить их к коммерческим продуктам.
Эпоха определяет сознание
В заключение, в связи с обсуждением на некоторых каналах ТВ интересующих меня проблем, хочу немного поразмышлять о влиянии на формирование человеческой личности генетики, то есть наследственности, семейного воспитания и эпохи. К сожалению, в то время, когда я в старших классах средней школы выбирала будущее направление своей деятельности, все так называемые общественные науки, которые меня интересовали, находились под давящим свободную мысль идеологическим контролем, поэтому я выбрала достаточно безобидное занятие экологической микробиологией.
Но я пристально наблюдала и анализировала доступный мне жизненный материал на примере известных мне многодетных семей. Я обнаружила, что родные сёстры у одних и тех же родителей совершенно не похожи друг на друга по своему интеллекту, характеру и жизненной позиции. При этом люди, пережившие страшную Вторую мировую войну, по своей психологии и жизненным ориентирам резко отличаются от послевоенного поколения, а сегодняшняя молодёжь, в свою очередь, не похожа на своих родителей.
Таким образом, я склоняюсь к мысли, что решающая роль, определяющая состояние общественного и индивидуального сознания, принадлежит именно эпохам, в которые живёт человек и которые, однако, возникают и сменяют друг друга по неизвестным пока нам законам, как массовые эпидемии.
Что касается отличий человека от животных, то мы явно недооцениваем, так сказать «духовность» последних. Как-то я увидела на газоне огромное скопление голубей, которые все были обращены к центру этой толпы птиц. Они переступали с лапки на лапку, перемещаясь внутри этой массы, но не выходили из неё. Заинтересовавшись данным феноменом, я посмотрела, что же находилось в центре этого сборища. Там лежал мёртвый голубь, и все собравшиеся вокруг него голуби напомнили мне человеческое стремление сообща попрощаться с умершим.
Так же позволю себе сказать несколько слов о настоящей любви. Недавно после почти шестидесяти лет совместной жизни мой муж сказал мне: «Я так сильно любил тебя всю жизнь, что согласился на вторые роли». Это объясняет те трагические ситуации, когда мужчина расстаётся с сильно любимой женщиной, не считая возможным для себя подчинить себя любви и отказаться от своего «я». Между прочим, ещё Лермонтов отметил, что любовь между мужчиной и женщиной обычно является борьбой двух индивидуальностей за лидерство, что прослеживается в каждой сексуальной паре, причём это утверждение справедливо для всех уровней человеческого общества, если, конечно, эти отношения не представляют собой лишь меркантильный расчёт. Что же касается нас с мужем, то я постоянно подшучиваю над ним, объясняя его поступки в быту тем, что он представляет изнеженный еврейский народ, тогда как я, человек первобытный русский, приспосабливаюсь ко всем возникающим ситуациям.
Однако определение нашей с мужем национальной принадлежности достаточно условно. Если у мужа мать была прибалтийской еврейкой, а отец – украинским евреем, то уже это одно позволяет задуматься об их национальной идентичности. Что же касается меня, то генетик-националист не сможет определить, к какому же народу меня следует отнести. Моя бабушка по отцу, несомненно, являлась представительницей русских из среднеевропейской России, тогда как дед по отцу был донской казак, и в нём могли быть перемешаны крови не только русского народа, но и иранского и турецкого, поскольку, к тому же у него были очень чёрные волосы, в отличие от русых, более распространённых у донских казаков. Ещё запутаннее «национальная» история моей матери, у которой бабушка со стороны её отца по семейному преданию была немкой, а дедушка со стороны матери был чуваш, хотя преобладающая «кровь» была русская. Я решила так подробно всё это описать, поскольку сейчас активно проповедуется отдельными группами мыслителей превосходство некоторых наций над русским народом.
Уже Гоголь в своих «Мёртвых душах» описывает, насколько различаются по характеру и жизненному поведению русские из разных областей России. Русский народ настолько, если можно так сказать, генетически разнообразен, что огульно «поливать» всех русских представляется глубоким невежеством. Я впервые встретила у Шопенгауэра рассуждения о связи гениальности с психическим нездоровьем человека, в частности шизофренией. А сейчас на сайте в интернете перечислены все гениальные и высокоодарённые люди, которые предположительно оказались шизофрениками. Но не стоит забывать, что талантливый человек всегда создаёт в своём произведении оригинальный мир с уникальной системой образов, что, безусловно, предполагает некое изменённое сознание, и это может с медицинской точки зрения расцениваться как психическое отклонение от нормы.
Генетика во вред
На телеканале «Культура» один из отечественных учёных из Сколково рассказал о том, что видные биохимики-генетики в Америке пытаются доказать, что белая раса превосходит по своим интеллектуальным способностям чёрную, изучая образцы ДНК представителей этих народов.
На мой взгляд, попытки возродить «евгенику» и расизм теперь ещё и с помощью молекулярной генетики являются преступлением против человечества.
Вряд ли нам стоит переживать, что мы из-за своей якобы косности отстаём от всего мира, как это было из-за запрещения генетики и кибернетики, в умении изменять геном человека и таким образом создавать людей с определёнными качествами по заданию власти.
Очередное возрождение нацизма, исповедующего теории расового и национального превосходства, не менее опасно, чем ядерная война. Мы это уже проходили и знаем, что когда один народ объявляет себя избранным, то всё заканчивается появлением концлагерей и газовых камер.
Эмилия Болтянская