Вадим Мошкович, член Совета Федерации, член президиума Российского еврейского конгресса и один из совладельцев холдинга «Русагро», намерен организовать на присоединённых к Москве территориях частную некоммерческую школу. По его замыслу, это должно быть принципиально новое образовательное учреждение, отвечающее вызовам времени.
Проект был представлен на пресс-конференции, прошедшей в столичном Департаменте образования. Помимо автора проекта в ней приняли участие зам. руководителя Департамента образования Маргарита Русецкая, начальник управления развития общего, дошкольного и специального образования Елена Чернобай и директор школы № 1535 Михаил Мокринский. Председательствовал министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина.
«Идея родилась около трёх лет назад, – рассказал журналистам Мошкович. – Моё видение «Новой школы» таково: школа раскрывает таланты учеников, даёт широкий набор академических знаний, развивает личность учащегося и открывает двери лучших университетов, при этом растит здоровых детей».
Также Вадим Мошкович упомянул о необходимости развития лидерских качеств у учеников «Новой школы», воспитания у детей честности, ответственности и гражданской позиции.
«Новая школа» будет построена вблизи посёлка Коммунарка, до реформы границ Москвы относившегося к Ленинскому району Московской области, на участке площадью 10 га, принадлежащем Мошковичу. Помимо здания школы, спортивных сооружений и хозяйственных помещений там будет располагаться также кампус для учеников и преподавателей.
Начальный бюджет, по словам Мошковича, составит порядка 100 миллионов долларов. После введения в эксплуатацию (с 1 сентября 2015 года) школа будет находиться на самоокупаемости. За год обучения родители школьника должны будут заплатить порядка 10 тысяч долларов. Однако особо одарённые дети, прошедшие отбор на олимпиадах, тестах и конкурсах, получат возможность учиться бесплатно. Для их обучения будут привлекаться благотворительные взносы и гранты.
«Я и мои коллеги не рассматриваем это как бизнес-проект. Это благотворительный проект», – отметил Мошкович.
Кандидатуры на должность руководителя «Новой школы», как рассказала Маргарита Русецкая, будут подыскиваться через всероссийский конкурс. К участию в нём приглашаются не только работники образования, но и научные работники и представители бизнеса. Конкурс пройдёт в три тура. Вначале соискатели пришлют резюме, информацию об опыте работы в управленческой должности, «мотивационное письмо», объясняющее, что подвигло их принять участие в конкурсе, а также эссе на тему – как они представляют себе «Новую школу». Второй отборочный тур также будет заочным, а прошедших в третий тур пригласят в Москву, где они предстанут перед комиссией.
Идея, бесспорно, благая. Разве что возможность назначения на должность директора школы человека с непрофильным образованием несколько настораживает. В целом же проект г-на Мошковича можно назвать «За всё хорошее, против всего плохого». Однако пресс-конференция оставила у её гостей и участников смутное чувство недосказанности. Ни от сенатора Мошковича, ни от представителей Департамента образования так и не удалось услышать главного – конкретики. Кто войдёт в жюри и в попечительский совет? В чём будет заключаться коренное отличие «Новой школы» от уже существующих в России элитных учебных заведений?
«Я своей сильной чертой считаю целеполагание, – говорил Мошкович. – Я считаю, что цель поставлена правильная, планка высочайшая. Как мы её достигнем – покажут опросы школьников и их родителей, результаты экзаменов, поступление выпускников в лучшие университеты мира». Так, один из журналистов задал вполне резонный вопрос: стоимость обучения в знаменитом колледже в Эдинбурге, имеющем двухсотлетнюю историю и солидную репутацию, ниже расценок «Новой школы», у которой ни истории, ни репутации пока нет. «Почему я должен отдавать ребёнка в ваше учебное заведение?» – спросил он.
– Вы ничего не должны, – отшутился г-н Мошкович.
«Здесь многие из вас рассказывали, как российские школьники уезжают из России, – сказал Калина в заключительной речи. – Это и ответ на вопрос – нужна ли такая школа».
Никто не спорит: школа, аккумулирующая лучшие образовательные технологии и методики, способствующая разностороннему развитию учеников, действительно нужна. Но, ставя такие высокие цели, неплохо было бы известить и о том, какие шаги будут предприняты для их достижения.