Как остановить бегство в города-миллионники
«Новыми Афинами» на рубеже XIX–XX вв. за обилие культурных и учебных заведений называли Пензу. И именно здесь родилась идея стряхнуть со слова «провинция» налёт некой второсортности, вернув ему смысл, заложенный Карамзиным, – опора всей страны. Россия всегда была сильна провинцией, да и пока, несмотря ни на что, эта формула абсолютно верна. Как же остановить бегство в столицу, как сделать жизнь в любом уголке нашей огромной страны комфортной, сытой и насыщенной?
Площадкой для поиска ответов на эти вопросы стала Пенза. По инициативе правительства области здесь в прошлом году прошёл первый Российский гуманитарный форум «Проект «Провинция». Опыт оказался удачным, и в октябре нынешнего года Пенза принимала участников и гостей уже второго гуманитарного форума. В новом корпусе областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, открывшем свои двери в мае – в День библиотек, собралось более пятисот гостей: представители федеральных и региональных органов власти, предприниматели, эксперты в области архитектуры, образования и науки, известные деятели культуры, писатели, актёры, режиссёры и композиторы.
Кстати, и сама эта библиотека – яркое свидетельство серьёзности намерений областного руководства в повышении качества жизни и культуры. В то время, когда по всей стране библиотеки стонут от ветхости помещений и нехватки читателей, в Пензе строят 12-этажное здание площадью 25 тысяч квадратных метров. С книгохранилищем почти на два миллиона книг, с возможностью одновременного обслуживания 1350 читателей, просторными читальными и конференц-залами, виртуальным залом диссертаций, музеем книги, комнатами для индивидуальных и музыкальных занятий и художественной галереей.
Накануне открытия форума здесь состоялась церемония посвящения в профессию молодых врачей и медсестёр, а сельским врачам были вручены денежные сертификаты. 9 человек получили так называемые подъёмные – по 150 тысяч рублей за первый год работы, ещё 16 специалистов, поехавших работать в село, стали обладателями одного миллиона рублей каждый. В будущем году, рассказал журналистам губернатор области Василий Бочкарёв, в Пензе начнут строить два дома для медиков по 150 квартир.
Знакомство с Василием Кузьмичом у меня началось заочно, ещё в поезде. Соседки по купе обсуждали свою поездку в Израиль, на Мёртвое море. Поняв, что они из Пензы, моя коллега Наталья поинтересовалась: «А как вам ваш губернатор?» Дамы замялись. «Не нравится»?
– Да нет. Странный немножко. Смешной. Пензяками нас называет. Построил в каждом районе по физкультурно-оздоровительному комплексу, пять бассейнов…
– Разве это плохо? – искренне удивляюсь я. – Или дорого?
– Для кого как, – объясняет попутчица постарше. – В среднем 45 рублей, а в некоторых бассейнах и 100. Мой сын-то каждый день плавает, а вот его друг, увы. Зарплаты-то маленькие.
Средняя зарплата в области – 18 900. Не густо, конечно. Вообще наша современная жизнь полна парадоксов. Третья подруга попутчиц осталась в Москве, поехала на оптовый рынок закупать товар, и, как я поняла, они все зарабатывают на жизнь торговлей. Двое объездили уже полмира, а вот их покупатели – работники заводов, культуры, образования и здравоохранения – и 45 рублей на бассейн выделить не могут.
Впрочем, плавать можно и без денег. Для детей, занимающихся в спортивных секциях, рассказал Бочкарёв, занятия – бесплатны. Сам «странный» губернатор, охотно отвечающий даже на неудобные вопросы журналистов, приехавших освещать форум, очаровал. Похвастал: «У меня нет ни мигалки, ни охраны».
– Не боитесь? – спрашиваю.
– А чего бояться? У нас самая низкая преступность. Да я же отсюда, пензяк.
Василий Кузьмич родился в селе Ива Нижнеломовского района Пензенской области, окончил лесотехнический техникум, позже – политехнический институт. Работал помощником, а затем главным лесничим, руководил автотранспортным предприятием, был главой администрации одного из районов областного центра, в 1998 году был избран губернатором, и с тех пор бразды правления из своих рук не выпускает.
В девяностые, когда преступность в стране зашкаливала, начал завлекать подростков в спортивные секции. Строили и строят стадионы, бассейны, спортивные комплексы и площадки. Когда количество детей в школах резко уменьшилось и помещения стали пустовать, начали открывать и там физкультурно-оздоровительные комплексы. В шестидесяти шести образовательных учреждениях оборудовали медико-реабилитационные центры, и дети прямо в школе проходят обследование, получают назначения и процедуры. Девчонок, которые на волне всероссийского поклонения гламуру совершенно потеряли интерес к физическим упражнениям, завлекли в спортзалы аэробикой. А потом запустили проект «Танцующая школа», и девчонки чудесным образом от недомоганий избавились.
О школе много говорили и другие участники форума. Жаркие дебаты шли на сессии «Педагогика массовой российской школы – инструмент социальной интеграции». Договаривались о набившем уже оскомину ЕГЭ не упоминать, но в работе сессии приняла участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова, один из главных сторонников этой формы экзамена, а среди приехавших гостей и пришедших на форум пензенских педагогов оказались, естественно, и ярые его противники.
Вернуть участников к заявленной теме разговора попытался директор московского Центра образования № 109, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург, но тоже не удержался. Евгений Александрович, как и многие его коллеги, не против внешней проверки, но… за исключением нескольких «но». Вот не одарила природа какого-то ученика способностями к математике, например, однако учитель с ним бился, бился, ребёнок вовсю старался, старался, и вытянули они-таки предмет на твёрдую тройку. Раньше похвалили бы – молодцы. Теперь… Теперь проще такого ученика из школы выдавить. Рейтинги и учителя, и школы, и города, и губернатора зависят от результатов ЕГЭ. И сколько бы ни повесили камер видеонаблюдения, сколько бы общественных наблюдателей ни привели в аудиторию, гарантировать отсутствие нарушений трудно.
Разговор опять вернулся к ЕГЭ, подтасовкам и списыванию. Слово взял Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, и буквально взорвал зал, заявив, что система образования выпускает жуликов и воров. Неосторожная фраза, вырвавшаяся из-за царящего на сессии накала страстей, дискредитировала высказанную Засурским идею, хотя в ней, на мой взгляд, рациональное зерно, достойное, во всяком случае, обсуждения, было.
Иван Иванович предложил публиковать все курсовые, дипломы и диссертации в Интернете, прогоняя их через систему «антиплагиат». Уровень списывания, и не только в детской
аудитории, благодаря распространению информационных технологий действительно стал уже неприличным, но обиженные запальчивым словом работники образования идею встретили в штыки. Звучали, впрочем, и разумные сомнения: как быть с исследованиями, содержащими коммерческие тайны, или государственные, военные? Наверное, можно было обсудить, что делать с этим сегментом, но измученные модернизациями педагоги переварить ещё одну реформу были не в состоянии. Да и школы, о которой в основном шла речь, она не очень касалась. Вряд ли четвероклассник, например, будет «передирать» докторскую диссертацию. Конечно, хорошо бы и все доклады и эссе прогнать через «антиплагиат», но пока это из области фантастики. Научить бы ребёнка правильно использовать Интернет.
Эта проблема в какой-то мере звучала и на сессии «Новые медиа – новая общественная среда, новое правовое и нравственное поле». Друзей, врагов и единомышленников теперь не надо искать на улице, они все в твоём компьютере. Не выходя из дома можно сотворить маленькую революцию, организовать митинг или подбить толпу на совместную прогулку по бульварам. А можно собирать пожертвования на помощь многодетным семьям и одиноким матерям или на создание кризисных центров. Объединять желающих поучаствовать в дискуссиях, как это делает координатор пензенского Интеллектуального парка «Академия» Дарья Тришина, или провести акцию по очистке города от мусора по примеру её земляка, блогера Антона Купрюшина.
Блогеры приняли самое активное участие и в продвижении прошедшего в Пензе в мае Международного фестиваля Jazz May-2012. Фестиваль, видимо, удался, и молодые участники упоминали о нём на форуме не раз. Олег Шарипков, один из создателей в областном центре магазина интеллектуальной литературы «Впереплёте» (увы, даже интеллектуалы, следуя интернет-моде, игнорируют правила русского языка, убирая пробелы), предложил филармонии для привлечения слушателей вынести рояль из зала и устроить по примеру джазовых музыкантов концерт прямо на улице. Участникам сессии «Культурная провинция как двигатель всестороннего развития России» идея не понравилась. Хороший рояль слишком дорого стоит и небрежного отношения к себе не приемлет, а на плохом ни один уважающий себя исполнитель играть не станет.
Накануне в областном драматическом театре прошёл концерт участвующих в работе форума солистки Мариинского театра Марии Максаковой и Юрия Розума, заведующего кафедрой фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных. Прошёл с огромным успехом, и кто-то, когда речь зашла о проблеме привлечения зрителей и слушателей, выкрикнул с места: «Побольше бы к нам приезжало таких исполнителей, как Розум, тогда и проблем со зрителями не будет». Московский театральный критик Григорий Заславский восторгов пензенцев не разделил: «Да Розум вообще играть не умеет, он не исполнитель, а педагог».
Не знаю, как других, а меня эта безапелляционность покоробила. Заславский, будучи модератором, весьма жёстко прервал и композитора Григория Гладкова, пытавшегося ответить на вопрос, куда пропала детская песня, и директора пензенской областной филармонии Алексея Львова-Белова, чьё выступление было просто-таки криком души. Да, задачей форума был поиск выхода, а не плач о потерянном, но ведь где же, если не среди коллег, выплеснуть наболевшее? Сам Заславский предложил привезти в Пензу московский десант и поставить с его помощью в областном театре пьесу о реальных людях, но, надеюсь, не желание успеть озвучить свою идею, а исключительно забота о регламенте вынудила его так жёстко вести сессию.
В тот день работа форума началась с опозданием. Московских журналистов привезли вовремя, а вот столичные участники никак выбраться из гостиницы не могли. Поселили нас за городом, в красивейшем месте, в новой современной гостинице с родным для москвичей названием – «Чистые пруды». Но пробки нынче характерны не только для столиц, поэтому наездились вдоволь. Впрочем, в этом, как ни странно, был и положительный момент – несмотря на отсутствие экскурсий, увидели областной центр и в какой-то мере подготовились к работе сессии «Архитектурно-градостроительная практика в городах России».
Выступая на открытии II российского гуманитарного форума «Проект «Провинция», губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв пошутил: «Я бы почти всё снёс и построил заново». Голубая, но несбыточная мечта не только губернатора, но и всех архитекторов.
Целью архитектурной сессии форума была выработка стратегии, которая позволила бы, сохранив историческую среду, создать современный, динамически развивающийся город, благоприятный для жизни и инвестиций. Среди выработанных в ходе дискуссий специалистами (а в Пензу съехались архитекторы из Москвы, Ульяновска, Тамбова, Саранска и Рязани) рекомендаций – более тесное общение с жителями, расширение практики применения современных технологий, создание зелёных зон, совершенствование законодательства, изучение зарубежного опыта.
О зарубежном опыте рассказал Мирослав Мика, главный архитектор города Марианские Лазни. Ему понравилась центральная часть Пензы с сохранившимися историческими застройками, но удивило отсутствие единой политики в оформлении города. В Чехии и частный дом нельзя выкрасить, как вздумается, а у вас, сказал он, даже у зданий государственных учреждений нет единого стиля, и поэтому они выглядят немножко неопрятными.
Пенза – очень чистый город, но при этом, как ни парадоксально, действительно немножко неопрятный. И не столько, на мой взгляд, из-за окраски домов по вкусу коммунальщиков, сколько из-за обилия рекламы. Некоторые даже трёх‑четырёхэтажные здания под крышу захламлены выкрашенными в несочетаемые цвета вывесками и рекламными щитами, и какой-то общественный договор о правилах содержания домов в городе, на мой взгляд, просто необходим.
Конечно, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Вот Мария Арбатова, также участвовавшая в работе форума, назвала в отчёте о поездке на своём сайте газоны у гостиницы «Чистые пруды» кладбищем искусства. Здесь в этом году прошли уже пятые по счёту международные скульптурные симпозиумы, и по условиям участия выполненные на них работы оставлены в Пензе.
Территория вокруг гостиницы действительно богата на скульптуры (среди авторов, помимо россиян, французы, немцы, японцы, американцы, корейцы, всех не перечесть), но кладбищем газоны всё-таки не кажутся. По мнению архитектора из Ульяновска, с которым мы пытались определить национальность деревянной семейной пары, установленной у входа в гостиницу и не обеспеченной табличкой с авторством, как раз Пенза пошла правильным путём – не пристраивала уже готовые работы в городской пейзаж, а превратила их в выставку. В Ульяновске тоже проходят подобные фестивали, но работы разбрасывают по улицам, и они чаще всего в городскую среду не вписываются.
Несовпадение мнений, впрочем, абсолютно естественно. Для того и собрались здесь специалисты и эксперты, чтобы поспорить, послушать и услышать друг друга и выработать общую точку зрения.
«Цель форума, – сказал его ведущий Александр Гордон, – создать в Пензе горизонтальную интегрированную площадку для регионов провинции, чтобы области могли общаться и перенимать проекты и удачные решения друг у друга». И выразил уверенность, что работа принесёт плоды. В качестве обоснованности своего убеждения продемонстрировал журнал, который появился в Пензе благодаря первому форуму. Тогда молодые ребята из общественной организации инвалидов попросили помочь им выпустить печатную версию их электронного издания, и вот вышел уже второй красочный номер их журнала.
Тогда форум дал путёвку в жизнь многим проектам. В частности, создан оргкомитет по подготовке и проведению в 2014 году празднования двухсотлетнего юбилея Михаила Лермонтова. Уже в будущем году планируется проведение фестиваля, посвящённого поэтическому и художественному творчеству Михаила Юрьевича, и на эти цели уже закладывается финансирование. Создана площадка для умельцев и ремесленников – открыт бизнес-инкубатор, названный в честь Владимира Татлина, учившегося в пензенском художественном училище в начале XX века.
Конечно, далеко не все озвученные на форуме проблемы можно решить только силами регионов. Многие требуют вмешательства федеральной исполнительной и законодательной власти, но если появится тенденция не ждать указаний сверху, а творить жизнь самим, это будет, пожалуй, главным достижением. Тогда и часто звучавшая на форуме поговорка «Где родился – там и пригодился» перестанет выглядеть анахронизмом, и слово «провинция» будет говорить лишь о географическом положении, а не о месте, из которого все бегут сломя голову.