Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июля 2025 г.
Культура

Новосибирский «Чиполлино» к пятидесятилетию оделся от кутюрье Левенталя!

17 июля 2025

Карэн Хачатурян написал партитуру балета по заказу Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, а в 1975 году Геннадий Рыхлов совместно с Анатолием Александровичем Сапоговым осуществили его постановку.

Список мейнстримовых балетов не так велик, а уж тех, которые могут гарантировать кассу, ‒ тем более. Однако есть лишь один балет в этом списке, о котором можно сказать, что он рожден в Новосибирске, и странным образом в истории балета этот факт игнорируется. Речь идет о балете Карэна Хачатуряна «Чиполлино».

Все, с кем я беседовал, будь то пресс-служба Большого театра, в котором его недавно возобновили, или мастера балета, в первую очередь говорят о работе балетмейстера Генриха Майорова, отмечая, конечно, и музыку Хачатуряна. При этом игнорируют факт, что рождение этого спектакля было необычным, равно как и создание другого известного балета ‒ «Анюта» Владимира Васильева. Ведь если вы обратите внимание на определение балета, вы не увидите: «балет Гаврилина “Анюта” в постановке Владимира Васильева». Вы увидите: «балет Васильева на музыку Гаврилина». Потому что Гаврилин не писал музыку для балета. Более того, балет он не любил. Там история была ровно такая же, как и с «Чиполлино». Васильев очень хотел создать фильм-балет по Чехову. Но музыки не было. Тогда соавтор его фильмов-балетов Александр Белинский показал ему один вальс Гаврилина. И мастеру эта музыка настолько понравилась, что он понял, что нашел ключик к воплощению своей давней мечты. Теперь следите за мыслью: они заперлись вдвоем на даче у Васильева и три дня слушали записи музыки Гаврилина, кусками накладывая ее на либретто. После успеха фильма родилась мысль о том, чтобы поставить балет по фильму. Добавили музыки и готовую фонограмму, отдали дирижеру, который на ее основании написал партитуру балета. К слову, сам Гаврилин отказался это делать и в силу разных причин не появился на премьере. Лишь огромный успех спектакля повлиял на композитора, и он сменил свое отношение к нему. Кстати, история с «Анютой» имела свое продолжение, и оно было связано с Новосибирском. После колоссального успеха фильма Белинский искал исполнителя для реализации еще одной своей мечты. Он очень хотел поставить фильм на музыку Гаврилина «Женитьба Бальзаминова». В это время солист балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Дмитрий Симкин (да, папа многократного лауреата различных балетных конкурсов Данилы Симкина) разом побеждает на трех международных конкурсах – в Варне, Москве и Париже – и становится мировой звездой. Белинский приглашает Дмитрия Феликсовича сняться в фильме, который также имел большой успех, а затем тогдашний главный балетмейстер театра Вадим Бударин ставит одноименный балет на сцене театра “под Дмитрия Симкина”, который поучаствовал в постановке балета. А теперь, собственно, о «Чиполлино».

В то время как Арам Хачатурян создал музыку для балетов «Спартак» и «Гаянэ», его племянник Карэн не писал музыку для балета «Чиполино». Поэтому Майоров мог просто не получить возможность поставить свою версию балета, не получить Государственную премию и не ставить этот балет в Киеве, далее везде.

Геннадий Рыхлов

Было так. Еще в первом призыве в балетную труппу театра пришел выпускник балетной студии при театре Геннадий Рыхлов. Озорной, с потрясающим актерским дарованием (он преподавал актерское мастерство в балетном училище), вечно улыбающийся, он в жизни очень напоминал неунывающего итальянского мальчика. В стране, активно поддерживающей членов компартии из любой страны, был культ итальянского коммуниста, писателя Джанни Родари. Выпускались большими тиражами его книги, был создан очень популярный мультфильм, музыку к которому написал Карэн Хачатурян.

Идея детского спектакля родилась в Новосибирске. Для меня как зрителя все началось в середине семидесятых. А уже в конце восьмидесятых я интересовался балетом достаточно серьезно. В 1988 году я познакомился с педагогом Геннадием Рыхловым. До встречи с ним мне рассказали, что бывший танцовщик является автором идеи и либретто «Чиполлино». Конечно, у меня проснулся особый интерес! Я хорошо помню тот балет, который, мелькнув в середине семидесятых, тут же исчез. А ведь детишки и не только от него были в восторге. Но критики вынесли спектаклю тяжелый вердикт: пантомима!

Геннадий Дмитриевич Рыхлов сам рассказал мне, как все было. В 1971 году он увидел мультфильм «Чиполлино» с по-итальянски зажигательной музыкой Карэна Хачатуряна и загорелся идеей создать детский балет. Написав либретто, он с микрофона записал музыку из других работ композитора к мультипликационным фильмам, среди которых «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956), «Сладкая сказка» (1970) и др. Склеенную из фрагментов кассету он вместе с либретто отправил композитору, и тому идея понравилась. Они встретились и плотно работали вместе над созданием полноценной партитуры балета. Более того, Рыхлов показывал Хачатуряну то, что он хотел бы слышать в музыке под конкретные танцевальные па, связки, мизансцены. Они очень близко сошлись в то время, хлопотали над оформлением прав Геннадия на либретто балета, композитор неоднократно бывал у Рыхлова дома.

А теперь, как говорится, следите за руками!

Карэн Хачатурян написал партитуру балета по заказу Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, а в 1975 году Геннадий Рыхлов совместно с Анатолием Александровичем Сапоговым осуществили постановку, судьба которой по вышеназванной причине сложилась неудачно. Но это была первая постановка балета в России, и в нынешнем году исполнилось ровно 50 лет со дня ее премьеры.

Тогда откуда пошла и прижилась мысль о том, что это балет Майорова и впервые он был поставлен в Киеве, а потом в Большом театре?

Самому композитору идея балета была очень близка, но почему-то впоследствии он не упоминал, что работа над «Чиполлино» началась с присланного из Новосибирска либретто и кассеты со склеенными фрагментами его музыки. Что они вместе работали над партитурой балета. В театре премьера затянулась, и, не дожидаясь постановки спектакля в Новосибирске, он обратился к своему приятелю и сокурснику Родиону Щедрину за советом, кто бы из столичных балетмейстеров мог этот спектакль поставить. Супруга Щедрина Майя Плисецкая порекомендовала Генриха Майорова из Киевского театра оперы и балета. Балет был поставлен в Киеве весной 1974 года. В это время там была сильная труппа с высокой исполнительской культурой. В 1976-м спектакль получил Государственную премию, и это способствовало его дальнейшей известности. Киевский театр повез балет на гастроли в Москву, на спектакли приезжали критики из разных стран. У балетмейстера началось постановочное «турне»: Ашхабад, Большой театр СССР, Большой театр Беларуси, Уфа, Кишинев, потом Вильнюс, Донецк, Харьков, Улан-Удэ, снова Москва, затем Михайловский театр и театр Split в Хорватии. В 2015 году он ожил в НОВАТе.

«У меня много других спектаклей, но этот детский балет получился самым ярким», – делился балетмейстер. И, признаемся, именно «Чиполлино» его прославил. А если учесть, что со времен Иосифа Сталина страной руководили выходцы с Украины, нет ничего удивительного в том, что постановка в Киеве обогнала новосибирскую на год и, конечно, была обречена и на успех, и на Госпремию. Почему-то Госпремию Геннадию Рыхлову не дали, оставив скромную надпись в программке: «Автор либретто». С уходом Рыхлова из жизни Хачатурян в интервью заявил, что музыку для балета «Чиполлино» он вынашивал с момента написания музыки для мультфильма в 1961 году. Всё он придумал сам, вот только вымарать фамилию неизвестного танцовщика из Новосибирска не получилось, он так и числится автором либретто. Остается один вопрос: если вы хотели популярную музыку мультфильма переписать в музыку для балета, то почему сделали это не сразу, а лишь через пятнадцать лет? Позиция Хачатуряна понятна: где Рыхлов, а где Щедрин с Плисецкой. Где Куев, а где Новосибирск.

Есть еще один факт, на который я бы хотел обратить внимание. О том, что «Чиполлино» – не балет Майорова, а лишь одна из версий балета Карэна Хачатуряна говорит еще и то, что – помимо постановки Майорова и постановки первого спектакля в Новосибирске Сапогова – балет многократно ставился. На родине, в Новосибирске, балет канул в небытие, и лишь в 1993 году его поставили в театре «Балет Новосибирск–100».

Мы тогда искали для репертуара хороший детский спектакль. Наш добрый друг Никита Александрович Долгушин порекомендовал Александра Михайловича Полубенцева, который ставил «Чиполлино» на сцене театра при Ленинградской консерватории. И не только. Балет имел большой зрительский и кассовый успех и исполнялся вплоть до закрытия камерного театра. Для любителей балета могу сообщить, что в роли Чиполлино выступал Александр Шелемов, Клубнички – Людмила Кондрашова, Редисочки – Татьяна Шульгина, принца Лимона исполнял народный артист России Александр Балабанов, синьора Помидора – Андрей Беспалов, графиню Вишенку – Татьяна Капустина и Лариса Савина, графом Вишенкой был Сергей Басалаев. Поэтому называть создателями балета только Майорова и Хачатуряна совершенно неверно. Справедливо сказать: балет Хачатуряна на либретто Рыхлова в постановке Майорова. Я бы, справедливости ради, добавил, как сейчас модно: «Идея проекта Геннадия Рыхлова». Не случился бы Геннадий Рыхлов ‒ вообще бы ничего не было.

Ну и еще одна вишенка на торте. В год пятидесятилетия российской премьеры балета НОВАТ, освежив, переодел спектакль в сценографию Валерия Левенталя. Напомню многим, что хотя прославленный мастер трудился в ведущих театрах страны и мира, в начале шестидесятых он много работал в Новосибирске с такими балетмейстерами, как Олег Виноградов, Никита Долгушин, Петр Гусев. И справедливо, что в свой юбилей балет вернулся в сверкающем, я бы сказал, блестящем виде “от кутюрье Левенталя”. Надеемся, что такая метаморфоза сулит ему, как и еще одной недавней работе труппы – балету «Корсар» в левенталевском убранстве, большой зрительский успех и долгие годы жизни.

Для тех, кого данный текст не убедил, вот ссылка на материал, содержащий интервью с вдовой Геннадия Дмитриевича Евгенией Нечаевой, к которому она любезно приложила переписку Хачатуряна и Рыхлова: https://novat.ru/news/interview/siberian-chipollino/?sphrase_id=133027 .

Давайте помнить то, что у нас в городе рождалось, давайте уметь это сохранять и продлевать ему жизнь. Именно в этом состоит тезис: «Новосибирск – культурная столица Сибири». А то куда ни посмотри, все рождалось в Куеве, не только Черное мору, но и балеты.

Чтобы помнили и гордились.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Вдруг завязалось так красиво и круто…»

    17.07.2025
  • Российский опыт итальянского бельканто

    17.07.2025
  • Они нам ещё покажут!

    13.07.2025
  • Халатная жизнь

    12.07.2025
  • Строй должен быть благозвучным

    12.07.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS